Суздаль, населенный пункт в 200 километрах к северо-востоку от Москвы, в наши дни сложно назвать городом, здесь проживает всего 12000 человек, из действующих предприятий - молокозавод, птицефабрика, хлебозавод и небольшое швейное производство. Размеренную жизнь русской провинции, занятой обработкой подсобных хозяйств и огородов, нарушают лишь туристы, путешествующие по Золотому кольцу. И именно они могут в полной мере оценить этот удивительный город!
Мало того, что Суздаль — один из древнейших городов на территории России (основываясь на официальных данных в 2024 году он будет праздновать свое 1000-летие, а неофициально к этому возрасту можно прибавить еще 100-200 лет), Суздаль — это еще и настоящий город-музей, т. е. вся его территория относится к особо охраняемым, вы не встретите здесь ни многоэтажной застройки, ни современных зданий, ни даже особо ярких неоновых вывесок. Гармоничный, утопающий в зелени, аутентичный город позволяет полностью погрузиться в историю. Это, кстати, привлекает не только туристов, но и кинематографистов. Начиная с 60-х годов 20 века Суздаль не один раз становился съемочной площадкой, из наиболее известных работ, которые здесь снимались, можно назвать фильмы «Андрей Рублев» (режиссер Андрей Тарковский), «Женитьба Бальзаминова» (режиссер Константин Воинов), «Метель» по мотивам произведения Александра Пушкина (режиссер Владимир Басов).
Еще одна «изюминка» города — знаменитые суздальские огурцы. Казалось бы, какая разница где этот овощ вырос, ан нет, именно суздальские огурцы считаются самыми вкусными на многие тысячи километров вокруг. Возможно, дело в почве, Суздальское ополье, богатые гуматом земли на площади в несколько тысяч квадратных километров. Для ученых-почвоведов до сих пор остается загадкой их происхождение, ведь этот «оазис плодородия» окружен российским нечерноземьем.
Это то, чем Суздаль привлекает нас сегодня. Как же складывалась его жизнь в ходе истории?
Летописные упоминания 1024 года, которые дают официальный отсчет истории Суздаля, связаны с голодными бунтами (год выдался неурожайным, управляемые волхвами мятежники устраивали набеги и грабежи, их подавление было организовано князем Ярославом Мудрым, он же договорился о поставках хлеба с волжскими булгарами, так удалось «победить» голод). Именно на этих записях основаны догадки ученых о том, что город существовал задолго до этого, они подтверждают, что хозяйственная деятельность здесь уже велась, более того, людей было много, раз они могли объединяться в организованные группы. Самые древние археологические находки региона относятся к 10 веку, но более ранние просто могли еще не обнаружить. Так или иначе, Суздалю не менее 1000 лет.
По поводу названия тоже есть свои споры. Населенные пункты и географические объекты в округе имеют финно-угорское происхождение, поэтому большинство исследователей склонно относить топоним «Суздаль» к этой же группе, однако убедительно обосновать это не могут по сей день. Слависты тоже долго не могли предъявить однозначного мнения с доводами в пользу славянского происхождения слова, однако версия связи его с глаголом «создати» выглядит наиболее вероятной. Дело в том, что в своем древнейшем толковании этот глагол означал «лепить из глины», а суздальские находки археологов как раз включают в себя печи для обжига глины.
Основные вехи истории города — это череда взлетов и падений, упадка и возрождения. Пережив междоусобные княжеские войны и нападение булгар в 11 веке уже к началу 12-го Суздаль становится столицей Ростовско-Суздальского княжества (это заслуга Юрия Долгорукого), здесь строятся храмы, растет политическое и религиозное значение города. Однако уже при сыне Юрия Долгорукого, Андрее Юрьевиче (Андрее Боголюбском) главенство переходит к Владимиру. С 13 века Суздаль, как и другие города региона, погружен в постоянные конфликты князей и войны, но даже после сожжения монголов он оставался богатым и густо населенным удельным центром. Непростыми оказались Смутные годы, дважды захваченный поляками, город был полностью разграблен, а вслед за этим, в 1644 году пережил сильнейший пожар. Даже благополучная вторая половина 16 века и последующий 17 не поспособствовали восстановлению прежнего значения и влияния, дальнейшая история Суздали — это история уездного провинциального городка. Однако именно благодаря этому «забвению» он смог сохранить большую часть своих исторических ценностей, в том числе в советские годы.
Золотое кольцо России: достопримечательности Суздаля
Город, в окрестностях которого находится около 50 храмов и монастырей, город, где создан уникальный музей деревянного зодчества под открытым небом, город, передающий удивительную атмосферу русской глубинки со старинными домами и убаюкивающей их природой. Все это Суздаль!
Суздальский кремль
Появление Суздальского кремля и земляного вала вокруг него относится ко второй половине 11 века, к временам правления князя Владимира Всеволодовича (Владимира Маномаха). Земляной вал венчали дубовый бруствер (заборол) и башни, попасть к кремлю можно было через Ильинские и Дмитриевские ворота (последние предназначались исключительно для купцов).
В конце 12 века по указу князя Всеволода Юрьевича (Всеволод Большое Гнездо) вместо ветшающей от времени деревянной крепости всего за один летний строительный сезон была сделана новая, более совершенная конструкция, деревянные срубы соединялись между собой в единую линию и засыпались глиной. Эта кремлевская стена, возможно, стояла бы и сейчас, но в начале 18 века она полностью погибла при крупном пожаре, стратегической необходимости восстанавливать ее не было, остался лишь сам земляной вал.
Доминанта Суздальского кремля - белокаменный Богородице-Рождественский собор с пятью куполами. Созданный во времена Владимира Мономаха (11 век), он многократно совершенствовался и современный вид приобрел к 1530 году (нижнюю часть здания относят к 13 веку, верхние этажи — к 16, разница в виде стен и в кладке видна невооруженным взглядом). Из самых «древних» артефактов можно отметить «златые врата», деревянный створ, покрытый медными листами с золотой росписью (13 век), паникадило (центральная люстра, начало 17 века), иордань (оформление крещенской проруби, 17-18 век). Богородице-Рождественский собор также является усыпальницей, здесь хранится около 30 погребений заслуженных людей многих лет.
Рядом с собором можно увидеть строение Архиерейских палат (постройка 15-18 века), в наши дни здесь работает музей.
Также на территории кремля невозможно пропустить здание Никольской церкви, деревянную церковь постройки 1766 года перевезли сюда из села Глотово Владимироской области (950 км) чтобы сохранить замечательный пример традиционного русского деревянного зодчества.
Гостиный двор (Торговые ряды)
Традиционный для крупных российских городов Гостиный вдор появился в Суздали на месте площади, где торговля кипела уже с 12 века. Лавки, склады и комнаты для проживания преимущественно приезжих купцов, выполненные в едином стиле ампир, сосредоточенные в удобном с точки зрения логистики месте. Торговые ряды не раз реставрировались, последнее обновление их ждет к празднованию 1000-летнего юбилея города.
Церковь Николая Чудотворца, Церковь Рождества Христова
Две совершенно разные по архитектурному стилю церкви были построены вместо утраченных после крупного пожара 1719 года, который почти уничтожил кремлевские стены и ансамбль дворовых храмов. Никольская, с высокой колокольней, выглядит презентабельней, зато Рождественская напоминает колоритные «боярские хоромы», но в наши дни обе они просят реставрации, хоть и привлекают к себе именно внешним видом, не оставляющим сомнений о принадлежности к старинному искусству. В Рождественской церкви в наши дни работает иконописная мастерская.
Спасо-Ефимьев (Спасо-Ефимиевский) монастырь
Спасский монастырь был основан в 1352 году (дополнение в названии появилось позже, в честь святителя Ефимия, который стал его духовным основателем). Первоначальное предназначение сооружения было иным, здесь строили новый кремль, более совершенную крепость (благодаря хорошо сохранившимся крепостным стенам его часто путают с Суздальским кремлем).
Интересный факт, большой вклад в строительство был сделан родом Пожарских, именно здесь, в родовой усыпальнице был упокоен князь Дмитрий Пожарский, усыпальница не сохранилась, а вот захоронение было не тронуто, в наши дни рядом с ним установлен памятный крест). Как это нередко случается в нашей истории, грандиозному оборонительному сооружению никогда не суждено было быть использованным по назначению (как Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, например), зато надежность укрепления позволяла содержать здесь самых опасных для державы преступников, тюрьма для политических заключенных действовала здесь и в царские, и в советские годы (и мы вновь вспоминаем Петропавловскую крепость).
На другом берегу реки Каменки, прямо напротив, находится еще один, Покровский монастырь. То ли соседство повлияло, то ли случайность, но он стал своеобразной «тюрьмой» для женщин, начиная с Ивана III и заканчивая Петром I именно сюда российские правители традиционно ссылали неугодных, да и просто надоевших жен. В склепе монастыря были захоронены многие из высокопоставленных пленниц.
Музей деревянного зодчества
Жилые и хозяйственные деревянный постройки 18-19 веков свозились сюда со всей Владимировской области не один год. Статус музея позволил отреставрировать и привести в порядок не только внешний вид, но и полностью воссоздать внутреннюю обстановку. Жилые дома крестьян, купцов и помещиков, мельница, колодец, хлев, амбар, все это можно осмотреть и снаружи и изнутри. Не обошлось здесь и без своего храма, Преображенская церковь, которая внешне похожа на пирамиду смотрится очень благородно, здесь сохранился даже старинный резной деревянный иконостас.
Лазаревская и Антипиевская церкви
В Суздале мы часто встретим ситуацию, когда два совершенно отличающихся храма построены по-соседству, одновременно и дополняя и оттеняя друг друга. Так называемые парные церкви часто строились рядом с уже существующими. Так произошло и в этом случае. Монументальная Лазаревская церковь, первый храм Суздаля «о пяти куполах» 1667 года постройки, была «дополнена» нарядной Антипиевской церковью, храма, богатого куполами, одетыми в «кокошники» и восьмигранной колокольней на четырехгранном основании.
Ризоположенский монастырь
Был основан в 1207 году, с 1233 года одной из монахинь служила святая Ефросиния Суздальская, княжеская дочь, посвятившая себя церкви после смерти жениха в самый день их свадьбы. Главный храм монастыря, Ризенский собор имеет пять куполов (1500-е годы), рядом есть установлена колокольня святой Ефросинии (1800-е годы). Ворота у главного входа в монастырь — памятник 17 века, сверху их украшают шатровые купола, а рядом установлена часовня.
Свято-Васильевский монастырь
Считается, что именно здесь находилась церковь, в которой суздальцы приняли крещение. Один из самых древних в этих местах, Свято-Васильевский монастырь, начал свою историю в 13 веке, и, по традиции, служил оборонительным сооружением. Взамен деревянным постройкам в 17 веке здесь появились каменные, сложившийся тогда архитектурный ансамбль мы можем наблюдать и в наши дни, любуясь его главными «жемчужинами», Васильевским собором и Сретенской трапезной церковью.
Александровский монастырь
Считается, что монастырь было основан Александром Невским в 1240 году, но ни одного строения тех времен не сохранилось, основные относятся к концу 17 века. Главный храм на территории монастыря, церковь Вознесения Господня, построен в 1695 на средства царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I.
Петропавловская и Никольская церкви
Пример того, что одна из парных церквей могла использоваться для проведения служб и обрядов в теплое время года, а другая — в холодное. Петропавловская церковь конца 17 века имеет внушительный размер, ее более миниатюрная копия, Никольская церковь, появилась здесь в начале 18 века.
Церковь Ильи Пророка
Построенная на территории архиерейской слободы Ильинская церковь долго имела свой парный зимний храм, Иоанна Богослова, он был построен в 1912 году и разрушен в самые первые годы после революции. Церковь смотрится торжественно и величаво после реставрации 2000-х годов, полностью восстановившись после долгого запустения.
Цареконстантиновская и Скорбящинская церкви
Каменную церковь в честь царя Константина построили на средства прихожан в 1707 году на месте деревянного храма 13 века. Спустя некоторое время рядом возвели зимний храм иконы Скорбящей Богоматери. Церкви сохранились до наших дней благодаря хозяйственному использованию в советские годы (здесь был склад).
Кресто-Никольская церковь
Храм, установленный на Посадской площади, где общегородским молебном было отмечено окончание эпидемии чумы 1654-1655 годов, унесшей большое количество жизней горожан. Архитектурная особенность церкви состоит в том, что ее фасады отличаются настолько, что выглядят по разному с разных сторон.
Церковь Косьмы и Дамиана
Козьмодемьянская церковь находится на живописном берегу реки, Яруновой горе, которая была святым местом для язычников задолго до появления здесь христианства. Она была построена в 1725 году на месте старого деревянного храма, в наши дни здесь работает школа звонорского мастерства.
Смоленская и Симеоновская церкви
Каменная Смоленская церковь появилась в ремесленной Скучилихинской слободе, где жили плотники, столяры и кузнецы в 1709 году. Зимнюю Симеоновскую церковь построили рядом в начале 19 века. Примечательно, что северный фасад храма, со стороны оживленного торгового пути выглядит богаче, считается, что это было сделано для привлечения приезжих купцов, чтобы не проезжали зря, а заходили в храм поставить свечку.
Музей «Щурово городище»
Музей под открытым небом в городе-музее. Площадка, на которой воссоздана архитектура и быт суздальцев образца 18-19 веков, где можно не только узнать как это выглядело, но и попробовать многое на себе, попариться в бане, пострелять из лука, покататься на лошадях. Для маленьких посетителей будет интересно побывать в контактном зоопарке.
Посадский дом
Редкий пример посадской жилой архитектуры 17-18 веков (историки по сей день спорят к какому периоду застройки он относится). Скорее всего этот каменный дом принадлежал семье среднего достатка, в его стилистике прослеживаются детали, характерные для деревянного зодчества. В наши дни здесь работает музей, экспозиция которого посвящена жизни и быту посадских жителей в 18 веке.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
В Кидекше находилась резиденция основателя Суздали, Юрия Долгорукого. Именно здесь, в 12 веке появилась одна из первых на Руси белокаменных церквей, Борисоглебская церковь. До наших дней дошли лишь несколько ее элементов, они хранятся в музеях, те же строения, которые видят туристы, относятся к 17 веку, именно тогда разрушающийся от ветхости храм было решено заменить полностью. Археологические раскопки на территории церкви проводятся достаточно часто, благодаря последним удалось обнаружить утерянные как считалось ранее иконостас и престол.