Ярославль, один из шести «главных» городов Золотого кольца России, самый крупный из них (население около 600 тыс. человек) и потому считающийся столицей самого популярного «брендового» маршрута страны.
Многие знают, что самым распространенным сувениром Ярославля является медведь (нарисованные на шкатулках и в виде отдельных статуэток, глиняные, деревянные и даже сдобные, маленькие и огромные, по одиночке и целыми семьями, медведи здесь встречаются на каждом шагу). Причину этого нам предстоит узнать позже, ведь не случайно медведь украшает городской герб!
Благодаря поездке в Ярославль многие попробовали не 2-3, а с десяток сортов кваса, вишневый и яблочный, морковный и клюквенный, бывает даже хреновый. А ценители слабоалкогольных напитков не могли уехать отсюда без бутылочки знаменитой ярославской медовухи!
Ну а обилие работ мастеров традиционных русских ремесел, среди которых славятся гончарные и кованые изделия, керамика и вышивка, фарфор сразу двух старейших фабрик («Императорский фарфор» и «Кузнецовский фарфор») не оставляют никаких сомнений в том, что этот город имеет богатые культурные традиции и складывались они не одну сотню лет. Ярославль перешагнул свой тысячелетний рубеж в первом десятилетии 21 века.
В летописях 1071 года, повествующих о крестьянских восстаниях, есть упоминание о «двух волхвах из Ярославля», руководивших «смердами», эти записи считаются первым официальным подтверждением существования города.
Единого мнения о точной дате основания Ярославля нет, как нет и сомнений в том, что названием своим город обязан Ярославу Владимировичу, князю Ростовскому, а в последствии и Киевскому, известному всему миру под прозвищем Мудрый, и название это не менялось ни разу за всю историю города.
Еще на заре свой «карьеры» Ярослав Владимирович, князь Ростовский, наложил дань на покоренные языческие поселения. Археологические раскопки подтверждают, что «колыбелью» Ярославля было финно-угорское поселение с названием Медвежий угол, именно его жители во время очередного визита князя выставили против него своего священного защитника, огромного медведя в сопровождении собак. Сильный и ловкий Ярослав сразил зверя своим боевым топором, после чего племя полностью покорилось власти князя, а он, в память об этом событии, основал город, на самой стрелке впадающей в Волгу реки Которосль. Эта легенда такая же древняя, как сам Ярославль, она передавалась от поколения к поколению и в наши дни очень популярна среди местных жителей. Если верить ей, то Ярославль был заложен не позднее 1010 года.
Вторым вероятным периодом основания Ярославля считают 1024 год, анализ событий говорит о том, что к этому моменту междоусобная война двух братьев, Ярослава и Мстислава, требовала стратегического укрепления суздальских земель. Место в устье судоходной Которосли было удобным для строительства крепости.
Своим появлением город обязан одному Мудрому князю, Ярославу, а тем, что в нем «забилось сердце» другому Мудрому князю, Константину Всеволодовичу, благодаря которому в 1215 году здесь начинают строить традиционную для того времени рубленую крепость, сначала увидели свет княжеские палаты и каменная Успенская церковь, а затем и древнейший в Ярославле Спасский (Спасо-Преображенский) монастырь. С 1463 года, с момента вхождения Ярославского княжества в состав Московского государства, Ярославль начинает развиваться как важнейший экономический и культурный центр, важнейший участник жизни страны, проживающий вместе с ней все взлеты и падения.
Вслед за «Рубленным городом» (так называли застройку стрелки Которосли 13 века, где вплоть до 18 века находился административный центр Ярославля) появляется город «Земляной» (образованный за земляным валом и глубоким рвом, которые появились здесь в 16 веке). В 15-17 века Ярославль, второй по величине русский город, обретает свой неповторимый самобытный городской стиль с характерными для него монументальными соборами, торжественно украшенные росписями внутри и замысловатыми декоративными элементами снаружи. Жилая и административная застройка Ярославля — образец смешения характерных для России архитектурных стилей разных эпох, это и центральная часть города, пример классицизма, в котором реализован регулярный план времен Екатерины II, и здания 19-20 веков, выполненные в стиле модерн, да и сам принцип этой застройки, радиально-кольцевой, является исконно русской особенностью (благодаря ей исторический центр Ярославля включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО).
Участие города в политической жизни страны впечатляет не меньше. В годы смуты он не просто устоял при осаде польских интервентов, но и стал настоящим центром, столицей народного ополчения под руководством Минина и Пожарского, именно в стенах Ополчение накапливало свои силы перед решительным походом по освобождению Москвы.
С 18 века Ярославль не только значимый политический, духовный и культурный объект страны, но и оплот ее индустриализации. Основу промышленной мощности города составляли текстильные предприятия (Ярославская Большая Мануфактура, занимающаяся полотняным производством — одна из самых значимых в стране), заводы по обработке металла, химические и табачные фабрики. Фамилии ярославских купцов известны во всей России, Елисеевы (владельцы знаменитого магазина в Санкт-Петербурге), Смирнов («водочный король России»), Пастуховы (занимались железом), меценаты Скрипины, Вахромеевы, Дунаевы, Оловянишниковы. Промышленные традиции были продолжены и в советские годы, позволяя Ярославлю входить в число крупнейших экономических «узлов» страны.
Не уступает и культурный потенциал многонационального и многоконфессионального Ярославля. Исторический факт, важнейшее произведение Древней Руси, «Слово о полку Игореве» было обнаружено именно в Ярославле. Здесь же в 1750 году был открыт первый в России драматический театр (под руководством Федора Волкова, отсюда и название, Волковский).
Золотое кольцо России: достопримечательности Ярославля
Спасо-Преображенский (Спасский) монастырь, Спасо-Преображенский собор
Молчаливый свидетель тысячелетней истории города, один из самых древних монастырей в России (основан в 12 веке), он пережил и татаро-монгольское нашествие, и волну смутных лет, уничтоживших огромное количество памятников, и жестокие по отношению к культовым сооружениям советские годы. Самый древний из сохранившихся на территории монастыря объектов, Спасо-Преображенский собор, был построен в 16 веке и в нем до сих пор можно увидеть фрески времен Ивана Грозного. Помимо собора на территории бывшего мужского монастыря сохранились объекты 16-19 веков, водяные ворота, башни, монашеские кельи, звонница, дом ризничего.
Церковь Ильи Пророка
Нарядная белокаменная церковь постройки 1650 года — пример справедливости поговорки «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В советские годы в ней работал антирелигиозный музей, благодаря чему до наших дней дошла вся внутренняя отделка. «Музейный» этап продолжается отчасти и сейчас, в период «высокого» туристического сезона внутрь можно попасть в любое время, исключая ночное, а с октября по март только во время проведения служб.
Церковь Иоанна Предтечи
Известная всем по изображению на купюре номиналом 1000 рублей церковь находится в местечке Толчково под Ярославлем, общий архитектурный ансамбль относится к постройке 17 века и отражает ярославские традиции в строительстве того времени.
Успенский Кафедральный Собор
Собор современной постройки (был сдан к 1000-летнему юбилею города), но в историческом месте, там, где в первой половине 20 века на месте взорванных собора (1219 год) и колокольни (17-19 века) по советской традиции был разбит городской парк культуры и отдыха.
Ярославская стрелка, городские набережные
На стрелке Которосли вплоть до 18 века находился административный центр города (он был перенесен согласно новому плану времен Екатерины Великой), это место по праву считается «сердцем» Ярославля, в наши дни здесь разбиты клумбы, обустроена очень красивая пешеходная парковая зона.
Не менее привлекательной будет прогулка по городским набережным, Волжская протяженностью в 3 км не только впечатлит пейзажами, но и приведет вас к многим достопримечательностям, Дому Болконскому, Губернаторскому дому (сейчас здесь работает Ярославский художественный музей, рядом находится красивый сад), Митрополичьим палатам (в наши дни здесь можно прикоснуться к искусству Древней Руси), Арсенальной башне. Здесь же можно полюбоваться Волгой из традиционной для постройки середины 19 века беседки в классическом стиле.
Набережная вдоль левого берега реки Которосль приведет вас к Успенскому собору и Спасо-Преображенскому монастырю, также прогуливаясь по ней можно увидеть церкви Николы Рубленого и Спаса-на-Городу. К набережной примыкает парк, созданный к 1000-летию Ярославля, где установлена скульптура медведя работы Зураба Церетели.
Толгский Свято-Веденский монастырь
Основанный в 14 веке, является действующим женским монастырем и в наши дни, возможно поэтому он невероятно уютный и ухоженный, как бы «по-женски» скрывая свой истинный возраст.
Площадь Волкова
Названную в честь руководителя первого в России национального театра площадь украшают Знаменская церковь и пристроенная к ней Власьевская башня. На самом деле, башня появилась раньше, ее возвели в 1659 году на месте разрушенной пожаром деревянной (была частью городских укреплений), а уже позже к ней пристроили часовню, которая еще позже стала церковью. Так и соседствуют два этих украшения площади, побывав за свою долгую жизнь и гостиницей, и киностудией, и даже водопроводом.
Здесь же находится Волковский театр, здание, в которое драматическая труппа первого в России национального театра переехала в 1911 году.
Музей истории Ярославля
Экспозиция музея занимает особняк купца Кузнецова постройки 19 века, в советские годы здесь работали сменяющие друг друга медицинские учреждения, а сейчас можно познакомиться с 1000-летней историей города.
Музей-заповедник «Карабиха»
В Карабихе (название получено от расположенной рядом Карабитовой горы) с 1946 работает музей Николая Некрасова, он купил усадьбу в 1861 году, здесь были написаны многие известные произведения поэта.
Церковь Михаила Архангела
Построенная в 1682 году церковь стала «последовательностей» находившейся здесь церкви Архангела Михаила 13 века (простояла совсем недолго) и нескольких деревянных церквей, которые сменяли друг друга, ветшая и разрушаясь.
Сретенская церковь
До наших дней дошла перестроенная церковь 19 века (возведенный до нее храм работал здесь с 1685 года). В советские годы она чудом уцелела, причины, по которым план во сносу здания не были реализованы, до сих пор не ясны.