Пожалуй, в России нет ни одного человека, которому не знакомо это название, «Золотое кольцо России». Даже дети знают, что это туристический маршрут, на котором можно увидеть древнерусские соборы, монастыри и крепости. Однако мало кто знаком с историей возникновения самого маршрута.
Золотое кольцо России: история возникновения
Северо-восточная Русь - территория, на которой вытесняя населявшие ее финно-угорские племена, уже к 9 веку начали появляться русские княжества. Вплоть до 15 века, до объединения с «центром управления» в Москве, они существовали автономно, объединялись, вновь дробились, степень влияния каждого то возрастала, то ослабевала. Истории жизни этих княжеств так сильно переплетены, что идея объединения их в единый туристический маршрут как бы очевидна, она просто лежит на поверхности, стоит лишь взглянуть на карту.
Однако у этой идеи есть конкретный автор. Им стал советский журналист, искусствовед Юрий Александрович Бычков.
Времена «хрущевской оттепели» принесли с собой некую переоценку советскими людьми собственной истории. В советских учебниках весь дореволюционный период рассматривался лишь под одним углом, все что было до 1917 года — пережитки и предрассудки. Выражаясь современными терминами, в обществе появился запрос на историю собственного государства. В рамках удовлетворения этого интереса к середине 1960-х годов властями был выделен древнерусский город Суздаль, в нем формировался настоящий туристический центр, этот небольшой и очень хорошо сохранившийся городок как нельзя кстати для этого подходил.
Для повышения этого интереса привлекалась и пресса. Так, в 1965 году по заданию редакции газеты «Советская культура» в Суздаль приезжают два журналиста, Валерий Леднев и Юрий Бычков. Именно тогда, во время прогулки по Спасо-Ефимьеву монастырю, Юрию Александровичу попался на глаза дорожный указатель «На Шую», открыв карту он просто увидел «кольцо дорог», от Москвы через Владимир, Судзаль, Шую и Кенешму, в Ярославль через Кострому, в Ростов и Загорск (такое название тогда носил Сергиев Посад) и обратно в Москву.
Идея общей поездки по всем этим городам вынашивалась им почти два года и была реализована в 1967 году, на собственной машине, в сопровождении друзей-журналистов. А благодаря Валерию Ледневу, который работал тогда ответственным секретарем редакции «Советской культуры» серия его очерков была объединена в целую рубрику под названием «Золотое кольцо. По старым русским городам». День выхода первой из них, 21 ноября 1967 года, принято считать Днем рождения маршрута.
Идея оказалась настолько интересной, что откликнулась и в сердцах простых людей, и была оценена руководством. В СССР появился полноценный «брендовый» туристический маршрут.
Золотое кольцо России: интересные факты
- несмотря на то, что вы встретите массу предложений путешествий по Золотому кольцу от туроператоров, в классический тур входит посещение 8 городов (Суздали, Костромы, Ярославля, Ростова, Переславля-Залесского, Сергиева Посада, Владимира и Иваново), у самого названия «Золотое кольцо России» есть правообладатель, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры;
- в 2017 года администрации этих городов подписали договор о создании Союза городов Золотого кольца со штабом в Ярославле, там же установлен символический «нулевой километр» - памятник в виде столба с табличками, которые указывают направление и расстояние до остальных городов (сам этот столб, чугунная колонна, тоже является историческим объектом, он был найден при восстановительных работах в здании, принадлежавшем династии ярославских купцов Вахрамеевых);
- в 2018 году в этот список был добавлен девятый город, Углич, открытым остается вопрос о включении еще двух, Рязани и Серпухова;
- самым древним из городов Золотого кольца является Ростов (862 год), самым молодым — Иваново (1871 год), несмотря на «скромный» возраст Иваново представляет сравнимую со «старшими братьями» историческую ценность, в советские годы на его территории испытывались новые архитектурные формы, здесь можно познакомиться с архитектурными шедеврами советского периода;
- Ярославль (1010 год) — самый древний город, расположенный на берегу Волги;
- самым крупным является Ярославль (около 600 тыс. чел.), самым маленьким — Суздаль (около 10 тыс. чел.), именно в Суздали туризм является основной сферой деятельности для всего населения, здесь нет промышленных предприятий;
- количество туристов, посещающих города Золотого кольца, в десятки раз превышает численность этих городов, при этом до 2020 года иностранных туристов среди них было больше, чем российских, самый высокий процент иностранцев — из Китая;
- в Суздали расположен единственный в мире Музей деревянного зодчества, экспонаты для которого свозили со всей округи;
- в Костроме сохранена застройка исторического центра города, выполненная по плану, утвержденному самой Екатериной II;
- Свято-Троицкая лавра, которая находится в Сергиевом Посаде, одна из двух существующих в России (вторая, Алесандро-Невская, в Санкт-Петербурге), здесь находится самый большой в стране действующий царь-колокол (весит 72 тонны);
- Сергиев Посад единственный из всех городов Золотого кольца расположен в Московской области;
- Кострома, основанная в 1152 году, вошла в историю как город, в котором на царствование был благословлен Михаил Федорович, основатель династии Романовых, правивших Россией 304 года, это событие положило конец Смутному времени;
- Владимир — единственный город в России, название которого полностью совпадает с именем человека;
- Герои русского народного эпоса, родиной которых являются города Золотого кольца: Алеша Попович (Ростов Великий), Емеля и царевна-лягушка (Ростов Великий), Снегурочка (Кострома);
- Известные фильмы, которые снимались в этих местах: Иван Васильевич меняет профессию (Ростов Великий), Женитьба Бальзаминова (Суздаль), Александр Невский (Переславль Залесский), Афоня (Ярославль);
- Всего в городах Золотого кольца России действуют более 170 музеев, самая большая «плотность» памятников истории — в Суздали, 306 при общей площади города около 15 км. кв.;
- Переславль Залесский является родиной всего русского флота, именно здесь, на Плещеевом озере Петр I построил свою первую флотилию.