Екатеринбург славен неожиданными творческими экспериментами, возможно его жители ментально, неосознанно пытаются компенсировать прагматичность и суровые реалии жизни до мозга костей индустриального города, города, который возник благодаря совсем «неромантичной» тяжелой промышленности и продолжает жить по ее законам. Как еще можно объяснить такое количество неординарных творческих людей, поступкам и творениям которых невозможно не удивляться?
Памятники «клаве» (компьютерной клавиатуре), Гене Букину, сантехнику, женской сумочке... К подобным «чудоковатым» достопримечательностям можно отнести и памятник Человеку-невидимке, который появился в столице Урала в 1999 году, в рамках творческого события «Культурные герои 21 века» (фестиваль имел статус всероссийского, в нем принимали участие художники, скульпторы, музыканты и другие деятели культуры из 36 городов страны).
Авторами памятника стали Евгений Касимов (писатель) и Александр Шабуров (художник), свое творение они посвятили роману английского писателя Герберта Уеллса «Человек-невидимка».
Для тех, кто не читал роман заметим, что он не столько о величестве науки, сколько о простом человеческом одиночестве. Главный герой, студент, который смог сделать невидимой живую материю, проводил эксперименты над собственным телом, ему удалось стать полностью невидимым, но поделиться своим открытием со всем человечеством он так и не решился. По словам авторов они хотели обратить внимание людей именно на «трагедию одиночества» в стремительно несущемся современном обществе, где живое общение заменяется виртуальным, где, имея возможность сказать что-то сразу всему миру, ты вряд ли поздороваешься с соседом по лестничной клетке.
Памятник Человеку-невидимке, образец минимализма, который не так просто увидеть, не зная где именно он расположен, представляет из себя квадратную металлическую плиту площадью 1 кв.м с ведущей к ней мощеной дорожкой. На верхнюю часть плиты нанесена надпись «Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса», в нижней части — имена авторов, а в самом ее центре — отпечатки двух человеческих ступней (логично, человека не видно, но законы гравитации никто не отменял, свой след он все равно должен оставить). По замыслу авторов сам образ невидимого человека должен «додумать» зритель. Примечательно, что ступни имеют разный размер (43 и 41), так шутливо авторы решили запечатлеть и себя тоже (при создании были использованы слепки их собственных ног).
Памятник Человеку-невидимке находится рядом с фасадом Научной библиотеки им. Белинского (г. Екатеринбург, ул. Белинского, 15). Если стоять лицом к зданию, то рядом с левым его крылом. Ближайшая станция метро «Площадь 1905 года» (10 минут ходьбы). Это немного в стороне от «Красной линии», пешеходного туристического маршрута по центральной части Екатеринбурга, он как раз начинается и заканчивается на Площади 1905 года, так что посещение памятника Человеку-невидимке вполне можно совместить с прогулкой по этому маршруту.
Памятники Человеку-невидимке
Несмотря на то, что авторы уральского памятника Человеку-невидимке столь самонадеянно заявили о том, что он первый во всем мире, существует еще несколько подобным творений, и как минимум один из них может оспорить первенство.
Речь о памятнике Человеку-невидимке в Санкт-Петербурге, на набережной реки Фонтанки. На невысоком гранитном постаменте изначально стоял бюст императора Александра II, в 30-е годы его заменили на бюст Ленина, но тот исчез по неустановленным по сей день причинам. Так стоял пустующий постамент до тех пор, пока кто-то не добавил на нее надпись «Человек-невидимка». Формально постамент появился гораздо раньше 1999 года, хоть и надпись была сделана уже после.
Еще более минималистичный памятник Человеку-невидимке есть в Пензе. Не все согласятся с тем, что художественная фраза, написанная на стене обычного дома по улице Пролетарской можно считать памятником, но его автор, Юрий Стома, в этом убежден.
Самым же натуралистичным (насколько это только возможно, ведь речь идет о невидимом человеке) можно назвать памятник невидимке-скрипачу в Амстердаме, силуэт музыканта угадывается по его плащу, невидимая правая рука держит футляр со скрипкой, а невидимая левая приветственно приподнимает вполне себе видимую шляпу.