Первые работы по подготовке территории к масштабному строительству начались в 1709-1710 годах. На месте трех финских деревень появился дворец, окруженный парками и садами, основные «зеленые» зоны появились здесь в 18 веке (Верхний сад, Нижний парк, Английский парк), в 19 веке их дополнили парки Александрия, Луговой и Колонистский. С 1726 года Петергоф получает статус города, строительство продолжалось так долго и для участия в нем требовалось так много людей, что они, по сути, основали целый город.
Планировка и создание основных парковых зон шли параллельно со строительством дворца, но закончились гораздо позже него, кропотливая работа требовала огромных усилий и длительного времени, это понятно, нужно было как минимум вырастить деревья и кустарники.
Центральное место в общей композиции занимает, конечно, Большой Петергофский дворец. Парадный, Верхний парк площадью около 15 гектаров, создавался в несколько этапов, с 1714 по 1760 годы. Несмотря на то, что общий план почти полностью повторяет личные наброски Петра I, в его замыслы были внесены значительные изменения. К примеру, как один из самых практичных правителей, император отводил большую часть парка для подсобного хозяйства, здесь, прямо перед дворцом, были разбиты грядки и оранжереи для выращивания овощей, фруктов, трав, искусственные пруды использовались как резервуары, обеспечивающие работу фонтанов Нижнего парка, а еще в них разводили рыбу для императорского стола. Реализацией плана Петра I в 1714-1724 годах занимались архитекторы Иоган Фридрих Браунштейн и Жан-Батист Леблон, немало труда вложил также мастер садового искусства Леонард фон Гарнихфельт.
Вторым этапом формирования Верхнего сада можно назвать создание основных фонтанов в 1733-1739 годах (архитекторы Иван Бланк, Иван Давыдов). О них, фонтанах, мы поговорим отдельно.
«Переформатирование» и придание парадного вида традиционного регулярного парка Верхнего сада проходило под руководством Бартоломео Франческо Растрелли, одновременно с реконструкцией Большого Петергофского дворца по велению императрицы Елизаветы Петровны. Сам дворец возвысили до 3 этажей, расширив его центральную часть и добавив корпуса по бокам (Церковный и «Под гербом») и 1-этажные галереи. В общем оформлении появилось разнообразие декоративных элементов, барельефы, статуи и вазы, покрытая золотом деревянная резьба. Был оборудован главный вход в дворец через Верхний сад через кованные ворота с пилонами (в наши дни находится со стороны Санкт-Петербургского шоссе Петергофа). С трех сторон сад «обнял» кованный забор, а внутри, среди ровных аллей, обрамленных подстриженными кустарниками и деревьями и в окружении идеально содержащихся газонов, возникли новые шедевры инженерного искусства, фонтаны.
Фонтан «Межеумный»
Странное для современного человека название означает «промежуточный», его навали по месту его расположения, как бы « по пути к основному» (фонтану «Нептун»). Фонтан «Межеумный» открывает главную «фонтанную» анфиладу Верхнего парка Петергофа.
Идея создания этого фонтана принадлежит скульптору Бартоломео Карло Растрелли, в центре композиции Персей на коне защищал Андромеду от дракона, вокруг них были установлены небольшие деревья и дельфины. Сначала была создана скульптурная композиция, ее установили в специальном бассейне, затем были проведены гидротехнические работы и уже после этого выложены дно и каменная облицовка бассейна. Не известно из-за чего, но скульптуры со временем сильно обветшали, в 1775 году из наиболее сохранившихся частей была создана новая композиция, дракон в окружении четырех дельфинов. В этом виде мы можем увидеть фонтан и сегодня.
Фонтан «Нептун»
Главный фонтан Верхнего сада, уступающий своим убранством только Большому каскаду, посвящен традиционной для Петергофа морской тематике. Скульптурная композиция созданного в конце 18 века фонтана подвергалась изменениям, от Колесницы мифологического существа осталась лишь центральная фигура Нептуна с трезубцем. Его окружает конвой всадников, мифологические морские животные, нимфы и дельфины, которых оседлали озорные мальчишки. Вся композиция умещена на высокие постамент посреди пруда в самом центре сада, напротив Большого Петергофского дворца. Фонтан имеет непростую судьбу, он был вывезен в Германию во время Второй мировой войны, но возвращен домой после Победы, со значительными повреждениями, но возвращен.
Фонтан «Дубовый»
Третий заключительный фонтан главной анфилады Верхнего парка, бассейн которого полностью идентичен по размеру и форме «Межеумному», оба «вспомогательных» фонтана расположены симметрично относительно «Нептуна».
В центре композиции расположен мраморный Амур с театральной маской в руках. От холма, выполненного из туфа, на котором установлена скульптура исходят шесть лучей в форме морской звезды, на каждом из которых «сидит» дельфин. Казалось бы, почему Дубовый? Оказывается, первоначально, в реализованном проекте Бартоломео Растрелли композиция была совсем иной, она состояла из свинцового дуба, трех тритонов и шести дельфинов. Несмотря на то, что вид фонтана много раз меняли, название оставалось прежним.
Фонтаны квадратных прудов
Дополняют «водную феерию» Верхнего парка Петергофа два квадратных пруда (на самом деле они прямоугольные, с длиной сторон 54 и 45 м) и два размещенных в них фонтана. Пруды, которые всегда использовались исключительно как накопители воды для Большого каскада, выглядят как самостоятельные декоративные элементы сада. Декор из позолоченного свинца украшает их с 1737 года, а фонтанные струи из центра начали бить в 1770-1773 годах.
Верхний парк Петергофа: стоимостьВ настоящее время Верхний сад Петергофа закрыт на реконструкцию. Возможен лишь сквозной проход вдоль Большого Петергофского дворца, в часы работы последнего, с 09.00 до 18.00 ежедневно. Плата за проход не берется.