Дворцовая площадь - главная доминанта Санкт-Петербурга, настоящее сердце города. Просторная, всегда торжественная, подчеркивающая величие и мощь Великой Империи. И здание главного штаба с встроенной в его фасад триумфальной аркой, безусловно, подчеркивает это величие.
Первым объектом, который был построен на сравнительно высоком берегу Невы, стало Адмиралтейство. По традициям строительства подобных объектов вокруг него должно было быть много свободного пространства, значительно позже, когда основные военные компании были завершены и значимость Адмиралтейства стала не столь высокой, заросший адмиралтейский луг будет превращен в парадную площадь.
Первый царский дворец был заложен по-соседству с Адмиралтейством, рядом с втекающей в Неву Зимней речкой, еще при Петре I. Главный фасад выходил на набережную, именно он был хоть и скромно, но украшен. Преображение Зимнего дворца произошло в середине 18 века, после прихода к власти Елизаветы Петровны. Именно ей и знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли мы обязаны появлением этого шедевра в стиле барокко, который в настоящее время занимает главный государственный музей Санкт-Петербурга, Эрмитаж.
Под руководством Растрелли происходит и обустройство площади перед дворцом (проект разработан Андреем Квасовым). Создаются арочные выходы из дворца, жилые здания напротив «выстраивают» амфитеатром.
Позже несколько раз поднимался вопрос о перепланировке Дворцовой площади, в частности Екатерина II была недовольна тем, что окна дворца выходят на задние дворы обычных домом, однако решился на изменения лишь Александр I, на что было потрачено огромное количество казенных средств (только на приобретение частных владений вокруг площади был потрачен 1 миллион рублей). Идея заключалась в том, чтобы перенести поближе к дворцу главные военные и правительственные ведомства (министерства иностранных дел и финансов), строительство началось весной 1819 года.
Руководить строительством нового правительственного комплекса поручили зодчему Карлу Росси, которому предстояло выполнить невозможное. А именно изменить конфигурацию площади и примыкающих к ней улочек, не утяжелить изящество барокко Зимнего дворца и ни в коем случае не затмить его новым масштабным зданием. Компромисс был найден. Несмотря на размер строения (протяженность здания Главного штаба 580 метров, на тот момент времени это самое длинное здание в Европе) его легкий, не обремененный большим количеством деталей, классический вид не мог затмить красоту императорской резиденции. А необычная дуга, по которой был выстроен фасад, замыкала собой площадь, визуально разворачивая ее к дворцу.
Нельзя сказать, что проект России не подвергался критике. Больше всего «досталось» острому углу фасада крыла, выходящего в сторону Мойки. Никогда не встречающийся до этого вид здания не мог не привлекать внимание, за этот острый угол все восточное крыло Главного штаба прозвали «утюгом». Правда в последствии, с легкой руки Карла Росси, подобные «утюги» стали появляться в исполнении уже других архитекторов.
Несмотря на то, что за зданием закрепилось название, связанное с Главным штабом, военное ведомство изначально занимало лишь одно крыло, западное (если стоять спиной к дворцу, справа от арки, сейчас оно находится в ведомстве Западного военного округа). Во втором, восточном крыле, располагались помещения министерств финансов и иностранных дел, в них же квартировались главы этих ведомств (в настоящее время оно передано Государственному Эрмитажу).
Оба крыла здания образуют целый квартал, со своими коммуникациями, переходами и внутренними дворами. Большие деревянные ворота, которые мы видим в здании со стороны Дворцовой площади, установлены на месте каретных проездов во внутренние дворики (всего их было пять).
Находясь на Дворцовой площади, вы ни на секунду не усомнитесь в том, какое здание на ней является главным. Отчасти потому, что попадая на нее через триумфальные ворота в здании Главного штаба, вы выходите к центральному входу во дворец. Роль триумфальных ворот в данном случае очень высока!
Арка генерального штаба в Санкт-Петербурге
Арка, разделяющая здание Главного штаба и соединяющая Дворцовую площадь с Невским проспектом (для этого была «сломана» Большая Морская улица), по сути является встроенными в здание триумфальными воротами. В первоначальном проекте здесь должен был быть обычный проезд, украшенный колоннами, окончательный вариант был разработан лишь к завершению работ по возведению второго крыла здания. На самом деле это целая анфилада из трех арок, просто те, что выходят на площадь, самые торжественные. Но и они изменили свой вид от первоначально задуманного.
Т.к. арка должна была опираться не только на собственные опоры, но и на стены зданий, их устанавливали позже, когда стены и фундамент уже дали усадку. А к тому времени (торжественное открытие состоялось в 1928 году) у власти уже был Николай I.
По проекту, утвержденному Александром I, арку должны были украшать лишь две фигуры, женщин, удерживающих в руках герб Империи. Николаю I он показался слишком скромным, неподобающе скромным для увековечивания победы русской армии над Наполеоном. Разработка и выполнение нового проекта потребовали не только времени, но и применения других технических решений.
Стены арки покрыты орнаментами, на них также присутствуют фигуры. Наверху установлена целая скульптурная композиция, богиня войны Ника, управляющая колесницей из шести лошадей в сопровождении двух воинов. В левой руке Ники традиционный для нее лавровый венок, а в правой, поднятой вверх над площадью, воинский штандарт.
Высота арки 28 метров, размер лошадей 3 метра, высота центральной части, с крылатой Никой и колесницей, 10 метров.
Скульпторами проекта стали Василий Демут-Малиновский (он был приглашен к участию благодаря оформлению арки Адмиралтейства, в его исполнении были выполнены фигуры коней, упряжка с колесницей и статуя одного из воинов) и Степан Пименов (им сделаны фигуры Ники и второго воина).
Значительное дополнение скульптурной композиции заставило Карло России изрядно помучиться с реализацией. Конструкция ворот могла не выдержать значительного утяжеления, общий вес чугунных статуй должен был превысить 80 тонн. Решение было найдено, из чугуна был выполнен лишь каркас, а основные скульптуры сделаны из тонких листов меди. Медные листы необходимой толщины (3 мм) изготавливались только в Англии, согласно сметам их заказывали именно там. Однако есть свидетельства реставраторов, которые работали над аркой в 2000-е годы о том, что листы были еще тоньше, до 1 мм толщиной и на них встречались клейма заводов Демидова. Возможно мы имеем дело с историческим примером хищения казенных средств!
Арка в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади
Еще несколько интересных фактов, связанных с Аркой Генерального штаба на Дворцовой площади.
Из-за «связки» с аркой часть внутренних помещений, которые к ней примыкают, были лишены окон. Карло Росси разработал специальную систему «доставки света» в эти помещения через световые отверстия на крыше. Эти конструкции тянутся через два этажа, но света дают немного.
Николай I перед открытием высказал опасения, что арка не выдержит нагрузку от скульптурной композиции, Карло России, которого это задело, лично присоединился к рабочим на верхней части арки во время снятия лесов.
Первоначально стены здания Главного штаба красили в светло-серый цвет, лепнину выделяли белым, а статуи имели бронзовый оттенок. В наши дни серый цвет заменили на желтый, а статуи покрывают черным цветом.
В 2001 году велись реставрационные работы арки Главного штаба, она была закрыта лесами. Во время новогодних праздников петарда, пущенная кем-то из посетителей площади, попала на леса и они загорелись.