Петербург — город рек и каналов, а там, где есть реки, не обойтись без мостов. И их здесь множество, больших и маленьких, скромных и потрясающих своим декором. И самый парадный и величественный из всех - Дворцовый мост.
Где находится дворцовый мост в Санкт-Петербурге?
Мост соединяет центральную часть мегаполиса (наабережная Большой Невы на этом участке называется, конечно, Дворцовой набережной) с Васильевским островом, совсем неподалеку от его стрелки, рядом со знаменитыми Ростральными колоннами. На левом берегу реки находятся Адмиралтейство и Зимний дворец, на Васильевском острове — Здание Биржи, Кунсткамера и Университетские корпуса.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге: краткое описание
Металлический мост весом 7700 тонн состоит из пяти пролетов разной длины (средний — разводной) общей протяженностью чуть больше 250 метров и шириной около 28 метров (два тротуара вдоль ограждений и часть, предназначенная для проезда автомобилей по середине).
Мост имеет очень сложную конструкцию, но она смотрится не просто органично, но даже изящно, вписываясь в окружающий ландшафт и гармонируя со строениями на берегах Невы. Поперечные балки попарно объединяют металлические фермы, совместно с ветровыми связями обеспечивая надежность сооружения.
Разводной пролет оснащен электромеханической системой, имеет крупные шестерни и противовесы (опоры на правом берегу удерживаются деревянными сваями, пролетные и левобережные — кессоннами).
Средний пролет разделяет мост на два крыла, каждое из которых украшено строением в виде «беседки», где можно остановиться и полюбоваться Невой. Мост украшен литыми чугунными перилами, освещение обеспечивают 16 декорированных световых опор.
Кто построил дворцовый мост в Санкт-Петербурге
Во времена правления Петра I постоянных мостов в Санкт-Петербурге не было, император считал, что они будут мешать судоходству. Мостами город обзавелся только после смерти своего создателя. Первым появился Благовещенский мост, а понтонную Исакиевскую переправу (понтон создавался из неподвижно законсервированных транспортных судов) в 1853-1856 годах перенесли ближе к Зимнему дворцу, именно этот понтон положил начало истории самого красивого моста города. До него здесь была организована лодочная переправа.
Надо отметить, что спустя некоторое время мост перенесли чуть ниже по течению из-за появления нового сквера у западных стен Зимнего дворца и смещением проездных путей ближе к Адмиралтейству. Работы были завершены зимой 1897 года, после чего по мосту пустили конку (конную железную дорогу, небольшие вагоны по рельсами передвигались с помощью лошадей).
Вопрос о строительстве постоянного моста витал в воздухе, обращения о его необходимости поступали как от простых жителей, так и от представителей деловых кругов, а временный мост приходилось постоянно ремонтировать. Конкурс на проект моста был объявлен в 1900 году, но процесс согласований и строительства затянулся на долгих 16 лет, сначала затягивалось решение о выборе проекта (лишь в 1911 году предпочтение было отдано работе инженера польского происхождения Анджея Пшеницкого, ее многократно дорабатывали, в этом принимали участие в том числе и Леонтий Бенуа, и Мариан Перетякович, с инженерной точки зрения мост оказался самым сложным в Петербурге). Затем темпы строительства были значительно замедлены (в 1914 году произошло серьезное наводнение, а чуть позже началась война).
Официальное открытие Дворцового моста состоялось в 1916 году, без особых помп и торжеств, на мероприятии даже не присутствовали представители царской семьи, то ли у правящих лиц были более важные дела, то ли столь затянувшаяся стройка охладила интерес к столь знаменательному событию, история умалчивает. Так или иначе, но с 1916 года одно из главных украшений Санкт-Петербурга, Дворцовый мост, не только создает удобство жителям города, но и радует глаз приезжих.
За 100 с небольшим лет он, конечно, преображался. В конце 30-х годов появились литые чугунные перила (на смену деревянным), а реконструкция 60-70-х годов подарила ему новые настил и фонари. В 1997 году после масштабного ремонта на мосту появилась художественная подсветка.
Когда разводят дворцовый мост в Санкт-Петербурге
Мосты Санкт-Петербурга разводятся в ночное время для того, чтобы по Неве от самой Ладоги до Финского залива могли курсировать большие грузовые суда, это необходимо для полноценной жизни города. Но если раньше после разведения мостов было невозможно перебраться с одного берега на другой, то сейчас, после строительства нового вантового моста, жизнь города не парализуется, тем более, что разводятся они не на всю ночь, а лишь на несколько часов, строго по расписанию. Следят за расписанием в наши дни в первую очередь для того, чтобы увидеть как это красиво, когда один из пролетов моста поднимается, чтобы пропустить по Неве корабли.
Дворцовый мост имеет разводной пролет посередине, он распахивает свои «крылья» и это действительно очень красиво. Во время больших праздничных мероприятий открытый пролет Дворцового моста используют в качестве огромного экрана для трансляций.
Дворцовый мост разводят дважды за ночь: с 1.10 до 2.50 и с 3.10 до 4.55.
Дворцовый мост в в Санкт-Петербурге и ближайшее метро
со стороны материка (левый берег Невы): «Адмиралтейская» и «Невский проспект».
со стороны Васильевского острова: «Василеостровская».