Байкал прекрасен в любое время года, в любое время дня и в каждую секунду ночи! В жаркий солнечный день, в дождливое осеннее утро и морозным вечером мы обязательно остановим свой взгляд на окаймленной лесом сказочной бухте, искрящихся волнах или на крутых байкальских берегах, обрывающихся в воду неприступными скалами.
Тысячи скальных выступов и утесов обрамляют священное озеро, спасибо тектонической активности Земли, движения земной коры, сопровождаемые подземными толчками, не редкость и в наши дни, процесс формирования береговой линии Байкала продолжается. Но один утес, сложенный со стороны озера гигантскими каменными складками, выделяется из общего числа, в первую очередь цветом. «Белая скала» с бурятского, Саган-Заба, отвесная стена утеса величаво возвышается над водной гладью, привлекая внимание человека с глубокой древности.
Достаточно большой утес эффектней всего смотрится со стороны воды (вкрапления кварца в горную породу скал придает им необычный для местности светлый оттенок, в одно время здесь даже добывали мрамор, следы выработок сохранились в левой части, у подножия скал). На вершине утеса, в центральной его части, имеется углубление диаметром около 50 метров, напоминающее воронку (ее глубина около 20 метров). Скальные участки соседствуют с покрытыми лиственницей пролесками и открытыми полянами, а уютная галечная бухта по соседству пригодна для купания летом (правда спуститься к ней сверху очень непросто).
Широкую известность и включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО утес Саган-Заба получил не только благодаря природной красоте. Здесь, на тех самых скалах, находится самая большая в Восточной Сибири группа петроглифов, наскальных рисунков древних людей разных временных периодов.
Петроглифы Саган-Заба
Бурятские предания гласят, что Саган-Заба было местом обитания священной семейной пары, Бурал Саган-Нойон и Буга Саган-Хатан (Седовласого господина и Белой госпожи), именно им принадлежат первые рисунки. Относительно точного возраста изображений по сей день ведутся споры, современные научные методы не позволяют оценить его по физическим данным, в таких случаях исследуются косвенные признаки - возраст археологических находок в окрестностях, а также сюжеты и манера выполнения самих изображений. Принято считать, что самые древние из них появились в новокаменном и бронзовом веках, таким образом, на данный момент им около 4,5 тысяч лет.
Первые описания, составленные в 1881 году, включают в себя около 60 «единиц», среди которых изображения фигур людей (30), животных (17) и птиц (13), небольшие (около 1 см в высоту) и огромные (до 50 см в высоту). Общий размер писаницы примерно 7 на 5 метров. В 1925 году все изображения были тщательно зарисованы, и это имело важнейшее историческое значение, т.к. в процессе естественного и антропогенного воздействия они разрушаются. К примеру, часть была утеряна благодаря монахам Посольского монастыря, что на реке Селенга, они высекли два огромных креста прямо поверх древних «картин». К настоящему времени сохранились 5 групп рисунков, на которых можно различить 23 фигуры.
Среди сюжетов петроглифов скалы Саган-Заба можно выделить рисунки тотемных животных основных байкальских племен (лебедь у хоринского племени, бык у эхирит-булагатов, орел у ольхонских бурят и т.д.), сцены из жизни обычных людей (охота, рождение, смерть), они выполнены в разных техниках (процарапаны или выбиты мелкими «точками» на камне или нанесены охрой). Отдельное внимание вызывает группа из 17 (сейчас различимы лишь 13) изображений человека с поднятыми вверх руками, голову которого венчают рога. Принято считать, что это изображение шаманов (нигде в Сибири больше не встречаются «групповые» ритуальные сцены, это единственное место). Есть также мнение, что здесь изображены воины. Бесспорно, что скала служила своеобразным иконостасом и местом поклонения, но для шаманов «массовые» обряды не характерны, к тому же рога нередко украшали шлемы воинов (это прослеживается в разных культурах), да и одежда с поясом на изображениях совсем не напоминает свободную в пол тунику шамана.
Пещеры Саган-Заба
Прибойные воды Байкала многие века трудились над созданием гротов в гранитно-кварцевой скальной стене утеса, попасть в них можно со стороны озера и проще всего это сделать зимой. Один из наиболее интересных настолько высокий, что в нем можно встать и рассмотреть необычное вкрапление породы черного цвета в виде столба, устремленного вверх. В достаточно большой пещере, расположенной к югу от писаницы по мнению ученых также проводились шаманские обряды.
Но самой известной пещерой утеса Саган-Заба является та, которую никто не видел. По старинным преданиям в ней хранится золото, которое перевозил китайский верблюжий караван. Не зная как преодолеть озеро люди решили спрятать сокровища, существует даже описание этой пещеры, в глубине утеса есть подземный зал, от которого в разные стороны расходятся горизонтальные ответвления, в одном из них, на глубине около 10 метров и устроен схрон. Как ни старались люди, никто так и не смог обнаружить вход в эту таинственную пещеру. Может быть потому, что даже если ты его обнаружишь, на следующий же день не вспомнишь об этом? Слухи о такой магии ходят среди местных жителей.
Утес Саган-Заба: как добраться
Утес Саган-Заба расположен в 2-3 км от мыса Крестовский. От него до утеса можно дойти пешком (по пути можно встретить несколько соленых озер), но в этом случае вниз, к основанию скал, придется спускаться по достаточно крутой тропе. Тем не менее, если у вас есть желание провести здесь несколько дней, «сухопутный» путь очень несложный.
От Иркутска на рейсовом транспорте нужно доехать до села Еланцы (около 200 км), от которого до Крестовой остается около 20 км достаточно плохой грунтовой дороги (трансфер лучше заказывать заранее). В окрестностях бухты есть небольшая турбаза.
Добраться до бухты Крестовая и утеса Саган-Заба по Байкалу можно и летом (на катере), и зимой (по льду). От Иркутска нужно доехать до Листвянки (около 70 км, ходят маршрутные такси), и далее по озеру (также около 70 км).