Музей-заповедник «Царское село» включает в себя Екатерининский и Александровский дворцы с парками, а также Баболовский парк с дворцом. Конечно, говоря о Царском селе, в первую очередь вспоминают самый помпезный из императорских дворцов, Екатерининский, но уникальная история Александровского или Нового Царскосельского дворца, как его называли изначально, позволяет отнести его к не менее заслуживающим внимания. Творение Екатерины II и лучших архитекторов своего времени, любимый дворец Николая I и резиденция последнего императора России Николая II, дворец, переживший войну и неоднозначное хозяйственное использование в советское время, дождавшийся масштабной реставрации лишь в наши дни. Всё это Александровский дворец. И о нем пойдет речь сегодня.
Александровский дворец в Санкт-Петербурге
Ни для кого не секрет, что пышное, утопающее в золоте барокко Большого Царскосельского дворца, замысел Елизаветы Петровны, никогда не нравился Екатерине II, отчасти поэтому в нем было столько изменено после восшествия ее на престол. Также всем известно, что к своему сыну, будущему Павлу II, императрица относилась холодно (сказывались непростые отношения с его отцом и все, что пережила Екатерина в период замужества), к тому же именно Павел был законным претендентом на трон, мать всячески отстраняла его от государственных дел, задаривая подарками и отправляя в долгие заграничные путешествия.
Основные надежды по передаче престола императрица возлагала на внуков, воспитанием которых занималась сама, с самого рождения. Именно к бракосочетанию любимого из своих внуков, Александра Павловича, будущего императора Александра I, Екатерина II поручает строительство Нового Царскосельского дворца, он был заложен в 1792 году.
В первоначальных замыслах императрицы было воссоздание Фернейского замка Вольтера во Франции (великий философ и писатель своего времени скончался в 1778 году, известно, что между Екатериной II и Вольтером велась постоянная переписка, она очень ценила это общение). Для осуществления этих планов было даже составлено подробное описание замка, создан его макет, собраны образцы тканей интерьеров и мебели. Но замысел так и не был реализован. Руководить строительством было поручено «главному» архитектору Екатерининской эпохи, Джакомо Кварнеги (наблюдение за выполнением работ вел архитектор Петр Неелов). Кварнеги изменил проект до неузнаваемости, дворец был построен в лучших традициях палладианства (стиль раннего классицизма), одним из ярчайших приверженцев которого он являлся.
Прямоугольное здание дворца дополнено двумя выступающими флигелями по его обеим сторонам, центр главного фасада — сквозная колоннада коринфского ордера, образующая выложенный мрамором внутренний двор (курдонёр). Со стороны парка главный фасад образует украшенную куполом полуротонду с террасой, выложенной мраморной плиткой, здесь уютно было проводить летние вечера, чем и положено заниматься в летней резиденции. Самые парадные помещения располагались, как и положено, в средней части дворца, со стороны парка проходит парадная анфилада, облицованная искусственным мрамором.
Строительство было завершено в мае 1796 года, уже в июне Великий князь Александр Павлович с женой и малым двором въехали в новый дворец. Однако, взойдя на престол, Александр I предпочитал проводить время в Екатерининском дворце, отдавая Александровский под размещение приближенных.
А вот его преемник, Николай I, напротив, питал особую любовь именно к Александровскому дворцу, проводя здесь время с весны до поздней осени и предпочитая использовать его для отдыха и общения с семьей, а официальные мероприятия проводить в соседнем Екатерининском дворце. Посещения императора прекратились в 1844 году, после трагической смерти его любимой дочери, Александры (она страдала чахоткой), слишком сильно все здесь напоминало о ней.
Следующий император, Александр II, предпочитал останавливаться в Екатерининском дворце, в Александровском была устроена резиденция его сына, Великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. Однако, после восшествия на престол (его отец, Александр II, погиб в результате террористического нападения) молодой император проводил летнее время в Гатчине, считая Гатчинский дворец, построенный по всем канонам замка, более безопасным для себя и своей семьи.
Расцветом Александровского дворца по праву можно считать времена правления Николая II, который родился в нем в 1868 году и с 1904 года выбрал для постоянного проживания с семьей. После реконструкции систем отопления и водоснабжения здесь стало комфортно находится и в зимний период времени, был даже сделан подземный тоннель, соединяющий дворец с кухонным флигелем, чтобы еда не замерзала по пути к императорскому столу (кухонные помещения во дворцах всегда находились в отдельных помещениях, чтобы запахи не пропитывали дорогие обивки интерьеров).
Было сделано несколько новых построек, пристроен балкон к внешней стене первого этажа, в начале 20 века в Александровский дворец провели Орловский водопровод (подземное водохранилище с чистой, пригодной для питья водой, было вырыто на территории парка, недалеко от Знаменской церкви). Это один из редких примеров, когда дворец стал по-настоящему домом для императорской семьи.
Проводились здесь и торжественные мероприятия, самыми масштабными стали празднования 200-летия Царского села (1910 год) и 300-летия Дома Романовых (1913 год).
Здесь же семья последнего императора России провела тяжелые дни перед ссылкой в Тобольск, их домашний арест продолжался с 9 марта по 1 августа 1917 года. Выйдя из дверей Полуциркулярного зала, Николай II с супругой и детьми отправились в свое последнее путешествие.
С 1918 года двери Александровского дворца были открыты для посещения в качестве музея. У его флигелей была своя «хозяйственная», в левом разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а в правом, в детских комнатах семьи Николая II, Детский дом.
В годы Второй мировой войны, сразу после захвата Пушкина, в Александровском дворце располагались немецкие и испанские подразделения фашистов, к сожалению лишь малую долю экспонатов и предметов интерьера удалось эвакуировать, большая часть убранства дворца досталась врагу. На площади перед дворцом было устроено кладбище, где были захоронены немецкие офицеры.
В 1946 году было принято использовать Александровский дворец для хранения коллекций Института русской литературы, с 1947 по 1951 года здесь провели восстановительные работы. К сожалению, по оценке специалистов, в этот период были навсегда утрачены оригинальные элементы отделки многих помещений времен Корнеги. С 1951 года дворец стал ведомственным зданием (Военно-морское ведомство).
Возвращение к реставрационным работам стало возможным лишь в 1996 году. В 2012 году дворе был закрыт для проведения масштабных работ, он был открыт для посещения лишь в августе 2021 года.
Экспозиция Александровского дворца
Для посещения открыты залы правого флигеля дворца, где находились личные покои императора Николая II и его жены, Александры Федоровны. Часть помещений, где сохранилась декоративная отделка, реставрировали по всем законам этой сложной профессии, остальные были с точностью восстановлены по архивным документам.
Всего посетители могут увидеть 13 залов: гостиные (Угловую, Кленовую, Палисандровую), кабинеты (Сиреневый, Рабочий и Парадный), две Библиотеки, Приемную Николая II, Мавританскую уборную и Камердинерскую, Спальню и Свитскую комнату.
Осмотр начинается с зала Большой библиотеки (до войны здесь хранилось более 25 тысяч томов книг, все книги были вывезены в Германию, после в Россию удалось вернуть лишь четвертую часть коллекции). Сейчас в обоих залах (Большой и Малой библиотек) хранится около 5 тысяч книг, в помещениях установлены реставрированные книжные шкафы, отреставрирована отделка из мрамора и паркет.
Следующий зал — Угловая гостиная. Первоначально угловой зал входил в Парадную анфиладу, созданную Джакомо Кварнеги, а после реконструкции после восшествия на престол Николая II, относился уже к личным апартаментам императора, хоть и не утратил своей «парадности» (здесь часто принимали почетных гостей и дипломатов). Внутренняя отделка практически полностью была утрачена в годы войны, ее восстановили, а вот предметы мебели были переданы из других резиденций, их искусно подобрали по стилю и расцветке.
Один из самых ценных интерьеров Александровского дворца — Кленовая гостиная. В отделке использован серый клен (мебель, антресоли), благодаря которому она имеет такое название. Изначально здесь находился концертный зал (времена Корнеги), при перестройке 1902-1904 годов обустроенную здесь гостиную соединили антресолями с Парадным кабинетом Николая II, благодаря им Александра Федоровна могла тайно присутствовать на встречах мужа. Кленовая гостиная относилась в жилым покоям императрицы, здесь часто играли дети, проводились личные встречи, комната была наполнена большим количеством живых растений.
Далее экспозиция переходит в Палисандровую гостиную (предметы мебели и двери сделаны из тропического дерева палисандр, очень дорогой вид древесины, отличающийся высокой износостойкостью). Больше всего времени в этой гостиной Николай II с женой проводили в самом начале своей жизни во дворце, чаще завтракали или обедали (во дворце не было отдельной столовой, стол накрывали в помещении по их выбору). В палисандровой гостиной хранится большое количество памятных вещей, фотографий, есть здесь также два телефонных аппарата (в военные годы один из них соединял дворец со Ставкой Вермахта).
Яркая, легкая, Сиреневая гостиная Александры Федоровны, в интерьерах которой использовали ее любимый цвет (есть мнение, что для обозначения цветовой гаммы новой гостиной, императрица вручила архитектору ветку сирени). В этой комнате семья проводила большую часть времени, настоящая семейная комната.
Из гостиной мы попадаем в личную Спальню императрицы. Именно здесь родилась первая дочь императорской четы, Ольга (1895 год). В оформлении стен, предметов мебели и даже оконный и дверных проемов использовался английский чинц (вид хлопчатобумажной ткани с лощеной, будто отполированной поверхностью). Одна из загадок этой комнаты — сейф, который был вмонтирован в одну из стен и о существовании которого узнали только после войны (его обнаружили вскрытым). Кто и когда нашел этот сейф, случайно ли или по чьему-то указанию он был открыт, не известно.
Последняя комната в череде комнат Александры Федоровны — Свитская, соединенная лестницей с помещениями детских комнат на втором этаже. Здесь выставлены детские игрушки, сведений об оригинальном убранстве помещения не сохранилось, его восстановили, сохранив общий стиль начала XX века, здесь установлен экран, на котором показывается хроника семьи Николая II.
Анфиладу личных покоев императора открывает Приемная Николая II. Изначально здесь планировалась столовая, но расположение рядом с кабинетом императора изменило назначение помещения. По чудесному стечению обстоятельств интерьер комнаты почти не пострадал во время войны, сохранились панели на стенах и потолке, камин и даже люстра.
Из приемной, ожидающие аудиенции попадали в Рабочий кабинет. К восстановленным предметам интерьера относятся панели, мебель из дерева ореха, камин, в шкафах хранится около 1000 книг, альбомов и рукописей.
За кабинетом следует Мавританская уборная (она же Бассейная). Ванную на 7000 ведер (вот уж действительно, целый бассейн) установили в уборной императора в 1896 году, стены и камин были украшены плиткой. Интерьер к моменту восстановления был полностью утрачен, бассейн закрыт полом, вскрыв который была обнаружена оригинальная плитка, она очень помогла в проведении реставрации, ее фрагменты можно встретить и в этой комнате, и в других помещениях дворца.
Камердинерская. При Николае II здесь было две комнаты, в одной хранились вещи императора, во второй постоянно находился слуга. На полу комнаты лежит оригинальный ковер, служивший Александровскому дворцу (ковры сохранились благодаря тому, что в них заворачивали хрупкие экспонаты при эвакуации).
Замыкает анфиладу личных покоев императора Парадный кабинет Николая II. Тот самый, что соединен антресолью с Кленовой гостиной Марии Федоровны. В кабинете проходили заседания Совета министров, проводились официальные встречи. Интерьер был частично восстановлен в 1997 году, он не полностью был разрушен во время войны.
Александровский дворец в Царском селе: цена посещения
Посещение дворца возможно только в составе группы, билеты можно приобрести заранее (на сайте музея-заповедника) или на месте, в кассах.
Стоимость посещения:
600 рублей (взрослые)
400 рублей (студенты и учащиеся с 16 лет)
200 рублей (пенсионеры)
дети до 16 лет посещают дворец бесплатно (необходимо получение бесплатного билета)