Город с чисто немецким названием, который с самого своего основания служил исключительно интересам России, на века заняв свое место в истории страны.
Где находится Кронштадт
Изменения рельефа и климата на планете происходят постоянно, в результате Валдайского оледенения (около 12 тыс. лет назад) появилось огромное Литориновое море, которое, отступив около 4 тыс. лет назад, образовало мелководный Финский залив, открыв путь на поверхность тысячам островов различных размеров.
Один из таких островов, Котлин, был выбран для строительства крепости, благодаря которой позже здесь появился город. В 30 километрах от центра современного Санкт-Петербурга. Город и его история неразрывно связаны со становлением и развитием российского флота.
Кронштадт: история
В далеком 1703 году благодаря успехам в только начавшейся Северной войне на Заячьем острове в пойме реки Нева, на месте захваченной шведской крепости Ниеншанц, Петром I закладывается строительство Петропавловской крепости, которая должна была стать самым современным и эффективным фортификационным сооружением в Европе. Она им и стала, однако значение Петропавловской крепости для защиты Санкт-Петербурга было утрачено естественным образом. И не только потому, что шведы со временем перестали быть угрозой, но и благодаря особенностям рельефа дна Финского залива.
Еще в 1702 году, в ходе войны, нашими дипломатами была передана секретная информация, о существовании на территории, которая контролировалась шведами, острова Котлин. В месте, окруженном бесконечными отмелями, которые не позволяли проход больших судов, единственный путь к выходу из залива в Балтийское море пролегал через этот остров, ни одно судно не могло пройти мимо него.
Оценив его важнейшее стратегическое значение, Петр I принял единственно верное решение. Воспользовавшись тем, что шведы отводят свои корабли с острова на зимний период, когда залив в этом месте сковывает лед, именно зимой осуществляется строительство первого форта (на искусственной насыпной отмели, которую делали через проруби от материка по направлению к острову), а затем и крепости, которая навсегда закрыла шведам морской выход к Неве и Невской губе. Датой основания Кронштадта считается 18 мая 1704 года, когда крепость была освещена и наречена Кроншлотом (с голландского «коронный замок»).
Постепенно для застройки начинает использоваться именно остров, число насыпных фортов увеличивается (система насыпных фортов в районе Кронштадта до сих пор славится своей продуманностью и эффективностью).
В 1706 году в западной части острова появляется форт «Шанц» (его еще называют Александровским шанцем или Александровской батареей, в данный момент это одни из главных архитектурных памятников Кронштадта). И если до этого момента люди в Кронштадт приезжали на время работ, то появление форта на Котлине спровоцировало переселение на постоянное место жительства не только рабочих и мастеровых, но и представителей купечества и знати. В это же время здесь появляются дворе Петра I (полностью был уничтожен пожаром в конце 18 века) и Итальянский дворец Меньшикова.
В 1723 году Петром I закладывается новая крепость, объединяющая в себя разрастающийся город, порт и все его сооружения, и крепость и город получают название Кронштадт (от голландского слова, означающего «корону» переходят к слову немецкому). Формирование крепости и города было завершено к 1747 году и с тех пор Кронштадта являлся главной базой военно-морского флота России и крупнейшим портом на Балтике.
Кто строил Кронштадт
Основателем города, конечно, считают Петра I. Первым архитектором крепости на Котлине стал Доминико Терезини. Множество специалистов трудились здесь в последствии, с ростом крепости и города, при восстановлении после наводнений. Строительство требовало не только колоссальных финансовых вложений, но и большого количества рабочих.
Но самыми масштабными оказались работы по созданию порта и необходимых для него сооружений. Тысячи крестьян на протяжении многих лет создавали здесь инфраструктурные объекты, многие из которых, после доработок, используются и в наши дни. Для примера можно рассмотреть 2-километровую систему доков, разработанную на основе голландского опыта Петра I, где одновременно могли встать на ремонт сразу 10 судов (судно заходит в док, из него откачивается вода, после завершения необходимых работ док снова наполняется водой и судно самостоятельно его покидает, если в Голландии на спуск воды из дока могло уходить несколько месяцев, то в Кронштадте для этого требовалось всего 2 недели). Только для строительства доков было задействовано около 3000 крестьян и несколько сотен солдат, которые следили за порядком.
Кронштадтская крепость Кронштадт
Первая крепость (Кроншлот) появилась на насыпном форте, у самого форватера, захватив «кусочек» острова Котлин в 1704 году. Строительство крепости уже острова (с 1723 года называется Кронштадтом) было завершено к 1747 году. Однако до наших дней от нее мало что сохранилось.
В 1764 году в Кронштадте случился сильнейший пожар, создание плана восстановительных работ было поручено архитектору Савве Чевакинскому, Правившая в те годы Екатерина II хотела перенести в Кронштадт Адмиралтейство, для этого к 1790 году был построен целый комплекс зданий, однако сменивший на престоле мать Павел I эти замыслы отменил.
В 1825 году большинство уцелевших после пожара построек было уничтожено крупным наводнением. Основная масса зданий, которые мы можем видеть сегодня, были созданы после него: Гостиный двор (1835 год), Арсенал (1836 год), Военно-морской госпиталь (1840-е года). Архитекторы менялись, неизменным было одно, важнейший стратегический объект страны всегда оснащали по последнему слову техники с применением всех прогрессивных разработок (при достройке крепости под руководством архитектора Эдуарда Тотлебена в 1861-1888 годах, к примеру, она была обеспечена нарезной артиллерией).
Мятеж в Кронштадте
Невероятно, но факт. В истории Кронштадта было сразу два восстания, причем первое против царской власти, а второе уже против власти советской.
В поддержку революции 1905 года, сразу после выхода манифеста, работники Пароходного завода при поддержке солдат и матросов провели демонстрацию с требованиями к правительству, захватили город и, не смотря на слабую организацию, смогли достаточно долго удерживать власть, отмечалось даже, что часть солдат, присланных для подавления мятежа, переходила на их сторону. Тем не менее к июлю 1906 года мятеж полностью был подавлен, из 3000 арестованных 36 человек были расстреляны, остальные отправлены на каторгу и в тюрьмы.
Но по-настоящему кровавой страницей историей города можно назвать восстание 1921 года, когда факт того, что в результате местных выборов ни один из членов большевистской партии не вошел в состав Советов, был расценен властью как мятеж и «мятежный город» подвергся настоящим обстрелам со стороны армии под руководством Михаила Тухачевского. Восстание продолжалось 18 дней, за время вооруженного конфликта погибло около 5500 человек с обеих сторон. Все выжившие участники кронштадтских событий были либо расстреляны, либо выселены из города, не единожды подвергаясь репрессиям на протяжении всей жизни.
Кронштадт во время войны
Стратегическое значение Кронштадта для страны и базирование военного флота сделали город одной из значимых «мишеней» для немецкой армии, воздушные нападения обрушились на него с первого дня войны, самую серьезную атаку Кронштадт испытал в сентябре 1941 года (23 сентября 1941 года вошел историю как день налета Люфтваффе, когда с немецкой стороны в боях было задействовано 180 самолетов, сбросивших за несколько дней более 5000 бомб). Из самых значимых разрушений можно назвать цеха и одну из мастерских Морского завода, около 20 жилых домов, были нарушены системы жизнеобеспечения (электрическая, канализационная, водоснабжающая, телефонная).
Но самые большие потери, конечно, коснулись балтийского флота, эсминец «Стерегущий», сторожевой корабль «Вихрь», линкор «Октябрьская революция», подводная лодка «М-74» и, конечно, легендарный линкор «Марат», вот только список затопленных судов, на последнем погибли одновременно 324 человека. Большое количество судов получили повреждения, казалось бы, какое отношение это имеет к ходу войны, но именно благодаря орудиям, установленным на кораблях балтийского флота, удавалось делать обстрелы вглубь материка, именно благодаря им немцы не смогли захватить Ленинград, хоть и окружили его плотным кольцом блокады.
После укрепления обороны города полком ПВО таких масштабных атак больше не было, но город обстреливали каждый день. Из 580 зданий на острове повреждения получили 440 (правда часть из них была просто разобрана из-за нехватки дров).
Оборона Кронштадта
Несмотря на значительные разрушения и на то, что первая зима войны оказалась очень суровой, город жил, работал и воевал вместе со всей страной. Диверсионные группы, организуемые матросами балтийского флота, добывали важную информацию для армии, морская пехота к 1942 году заняла основные наземные позиции вокруг Котлина, в 1943 году батареи Кронштадта принимали участие в совместных бомбардировках артиллерии и авиации, которые наносили существенный урон врагу и позволили значительно сократить обстрелы Ленинграда. Не остался в стороне Балтийский флот Кронштадта и в решающем сражении 14 января 1944 года, это было последнее военное сражение города-крепости.
Кронштадт: интересные факты
Город полностью расположен на одном острове (Котлин) и является единственным населенным пунктом Кронштадского района города Санкт-Петербурга.
Именно в Кронштадте был основан первое военно-медицинское учебное заведение (Лекарская школа, 1733 г.).
Мимо Кронштадта за всю его историю ни разу не «пробралось» ни одно вражеское судно.
В городе установлен Памятник корюшке, небольшой балтийской рыбке, которая спасла жителей Кронштадта от голода во время войны (для ее ловли были организованы специальные рыболовные отряды).
Кронштадт — город передовых технологий в области военного дела, именно здесь появился первый водолаз, здесь был построен первый ледокол.
Статус военного объекта для Кронштадта был отменен лишь в 1996 году, с этого момента посетить его может любой желающий. Сухопутные дороги к городу-острову появились лишь в 21 веке, до этого добраться сюда можно было только по воде.
Что посмотрть в Кронштадте за 1 день
Кронштадт носит звание «Города воинской славы», его центральная часть включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь находится более 300 памятников истории. Для одного дня, конечно, многовато, вот список примечательных мест, из которых можно выбрать самые интересные именно для вас.
Форты Кронштадта
Фортификационная система Кронштадта состоит из 21 объектов, 16 из которых находятся в Финском заливе и 5 на острове Котлин, самые старые из них относятся в петровским временам.
Форт «Кроншлот»: расположен чуть южнее современного города, возведен в 1704 году, многократно перестраивался, по сей день является стратегическим объектом, поэтому возможен только внешний осмотр.
Форт «Константин»: создан в 1808-1901 годах для защиты южной гавани крепости, один из самых больших фортов Кронштадта, на его территории одновременно могли разместить до 250 солдат, был оснащен новейшим вооружением, хорошо сохранился до наших дней.
Форт «Александр I» («Чумный»): построен в 1845 км к югу от острова, несмотря на высококлассное оснащение, этот форт ни разу не принял участия в боевых действия, с 1897 года в нем разместили противочумную лабораторию ее деятельность прекратили в 1918 году, сейчас форт открыт для экскурсионного посещения.
Форты «Обручев» и «Тотлебен», два «северных» форта, объединенных в единую цепь и строившихся одновременно, «Обручев» расположен в 4 км от Котлина, к 1916 году его гарнизон насчитывал около 350 солдат и 30 орудий, осмотреть заброшенный форт можно только с воды, зимой, по льду до него можно дойти пешком. «Тотлебен», в 10 км от острова, более крупный, в нем можно было разместить до 700 человек, протяженность строений около 700 метров при ширине 50 метров, свободный доступ в форт «Тотлебен» закрыт, это объект МЧС.
Форт «Петр I», построенный в 1720 году для защиты Купеческой гавани деревянный форт сильно пострадал во время наводнения 1825 года и был перестроен в камне, выполняет свои задачи по сей день, осмотр возможен только с воды.
Доки Кронштадта
Система доков Кронштадта, одна из самых прогрессивных на этапе строительства, не теряет своей актуальности и в наши дни, получая высокие оценки не только туристов, но и специалистов. Вот самые популярные из них.
Сухие доки: те самые, вода из которых спускалась в максимально короткие сроки, инженерная хитрость заключалась в том, что доки были расположены ниже уровня моря, что позволяло быстро наполнить их водой, а бассейн, заарестованный для откачки воды, располагался еще ниже уровня дока.
Петровкие доки: строительство было начато при Петре I, а завершилось уже в период правления Елизаветы Петровны (1752 год), общая длина доков превышает 2 км, они проработали 75 лет и сегодня находятся в исправном состоянии.
Морской Никольский собор
В городе находится около 40 церквей и храмов, главный и самый известный, Морской Никольский собор находится в самом центре города, на Якорной площади. Храм в неовизантийском стиле был построен в 1913 году по указу Николая II, до него на площади стоял деревянный Храм Богоявления господня.
По сей день собор является самым высоким зданием в городе (70 метров вместе с крестом на куполе). Рядом с храмом, на площади, размещен Мемориал павшим за дело революции с вечным огнем.
Голландская кухня
Деревянная кухня, состоящая из 8 отделений, появилась между Купеческой гаванью и Итальянским прудом к 1800 году, позже в этих стенах функционировал приют для бездомных, а с 1912 по 1940 здесь размещалась городская электростанция.
Летний сад
Парк заложен еще при Петре I, в настоящее время занимает площадь около 5 гектаров. Изначально основу сада составляли территории особняков центральной улицы города, где располагались дома знати, он опоясан очень эффектной чугунной оградой. В Летнем саду установлены несколько памятников.
Парк «Остров фортов»
Современный парк на территории 10 гектаров, в котором можно не только прогуляться, но и узнать историю города-крепости, посетить веревочный экстрим-городок, здесь много тематических фотозон и объектов.
Обводный канал
Создан по примеру Обводного канала в Санкт-Петербурге для доставки грузов из гавани в центральную часть острова, он заканчивается в районе Итальянского пруда. Прогулка вдоль канала может занять около часа (3 км), во время нее можно увидеть несколько мостов, в том числе Синий мост, здесь же, на Обводном канале установлен памятник корюшке.
Петровский парк
Основан в 1845 году и находится в центральной части города, на месте, где раньше была большая площадь (Арсенальная), в парке установлен памятник Петру I (высота 4,5 метра, архитектор Теодор Жак).
Как добраться в Кронштадт из Санкт-Петербурга
Автомобильная дорога к Кронштадту проходит по трассе А-118 (КАД) через дамбу, защищающую Санкт-Петербург от наводнений, часть пути проходит в тоннеле. Рейсовые и туристические автобусы курсируют без ограничений движения. Рейсовые автобусы отправляются от станций метро «Старая Деревня», «Проспект Просвещения» ежедневно каждые 20-30 минут.
Между Санкт-Петербургом и Кронштадтом также курсируют экскурсионные «метеоры» (катера на воздушной подушке), они отправляются несколько раз в день от причала у «Сенатская пристань» (рядом с памятником Медный всадник).