Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, город мостов и каналов, окружен целой плеядой загородных резиденций и усадеб и их красота привлекает не меньше, чем прогулка по Невскому проспекту. Если Петергоф славится своими фонтанами, то Царское село, самым помпезным дворцом. Речь, конечно, идет о Екатерининском или Большом царскосельском дворце (так его называли до 1910 года).
Музей-заповедник «Царское село» включает в себя Екатерининский и Александровский дворцы с парками, Баболовский парк с дворцом, здесь же находится Царскосельский лицей.
Где находится Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге
Интересно, но Царским село стало не специально. Первые упоминания о поселении в 26 км от центра современного города относятся к началу 16 века, это было поместье Сарица, контролировавшееся новгородскими князьями. Земли на «конфликтных» территориях то и дело завоевывались шведами (в 17 веке они переименовали поселение в Сарицгоф, у финнов же его название звучало как Саари-мойс, «мыза на возвышенности»). В ходе северной войны Сарицгоф окончательно стал русским, а называть это место стали Сарская мыза. Никто не может сказать когда именно Сарская мыза стала Царским селом, ведь даже в начале 19 века старое название встречается в официальных документах.
Зато точно известно, что переименование в город Пушкин произошло в 1937 году, в 100-летнюю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича. Императорский царскосельский лицей для обучения детей дворян был создан по указу Александра I в начале 19 века, для нужд лицея был отдан один из старых флигелей Екатерининского дворца. Самым известным его воспитанникам был, конечно, Александр Сергеевич Пушкин, благодаря ему и его выпускному стихотворению «Воспоминания о Царском селе» это название стало известным всему миру. В конце 19 века в саду перед учебным заведением был установлен памятник поэту, чуть позже здесь появился монумент «Пушкин-лицеист» (архитектор Роберт Бах).
Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге: история
Если задать вопрос о том, в честь кого самый парадный императорский дворец был назван Екатерининским, большинство людей не задумываясь назовет Екатерину II (отчасти благодаря художественным фильмам о славном веке правления Великой императрицы). Однако это не совсем так.
Дворец в Сарской мызе был основан женой Петра I, императрицей Екатериной I. Именно по ее указу уже в 1711 году здесь начинаются первые работы, а в 1717 году закладывается каменный дворец, он должен был стать главной императорской резиденцией. По завещанию Екатерина I передает дворец своей дочери, Елизавете Петровне, которая, взойдя на престол, не просто продолжает дело матери, а превращает Большой царскосельский дворец в шедевр архитектуры того времени, которым мы можем восхищаться по сей день. Екатерина II изначально не питала особой страсти к этому дворцу, не одобряя пристрастия своей свекрови к излишней роскоши, в письмах императрицы приближенным встречаются возмущения обилием золота и отсутствием удобной мебели, старомодностью интерьеров.
«Дворец трех императриц» после их смерти использовался для отдыха императорской семьи, незначительные изменения в интерьеры вносились при императоре Александре I, в целом же архитектурно-парковый ансамбль сохранен как шедевр 17-18 веков. Сразу после национализации в 1918 году Екатерининский дворец стал музеем.
Как «не выкинуть слов из песни» невозможно не говорить о том, в какие руины был превращен Екатерининский дворец во время Второй мировой войны. Поражают масштабы не только разрушений, но и вандализма при изъятии уникальных украшений фасада и интерьеров, по сведениям специалистов было уничтожено до 80% внутренней отделки всех помещений, т.к. после разграбление здание дворца было сожжено.
Значительно пострадали и окрестности дворца, при освобождении в Пушкине насчитывалось всего около 50 человек, довоенный город имел население около 50 000 человек, часть людей, конечно была эвакуирована, но большая часть населения была расстреляна или доведена до смерти голодом и принуждением к тяжелым работам в период оккупации.
Уже в 1959 году Екатерининский дворец был открыт для посещения, последняя масштабная реконструкция была завершена в 2015 году, но работы ведутся по сей день (к 2021 году восстановлено лишь 32 зала из 58). Самая известная «потеря» после войны — Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом I, которая была вывезена в Германию и которую по сей день не могут найти. К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Янтарная комната в Екатерининском дворце была воссоздана по оригинальным эскизам, использовался янтарь из месторождений Калининграда.
Архитектор Екатерининского дворца в Царском селе
Каждая из императриц внесла свою лепту в интерьеры и внешний вид дворца, привлекая к работам лучших архитекторов своего времени.
Первым архитектором, приступившим к работе по приглашению Екатерины I в 1717 году, стал Иоган-Фридрих Браунштейн. Он создал летний загородный дворец в 2 этажа, придерживаясь стиля барокко. Работы были завершены к 1724 году, открытие «каменных палат Екатерины I» прошло очень торжественно, в присутствии царя и приближенных, с пушечными залпами и большим празднеством.
Самые значительные изменения были внесены при Елизавете Петровне, которая решила расширить дворец и парк и за долгий период ее правления к этому «приложили» свою руку сразу несколько архитекторов. Первоначально в 1742 году работы были поручены Михаилу Земцову, после его смерти в 1743 году его сменили Андрей Квасов и Джузеппе Трезини, а с 1745 по 1748 годы Савва Чевакинский (позже он осуществлял общий надзор за строительством).
Но основным архитектором Екатерининского дворца принято считать Бартоломео Франческо Растрелли, который принимал участие в реконструкции с 1748 года и под руководством которого она завершалась (торжественное «представление» императрице в сопровождении иностранных послов состоялось в июле 1756 года). Именно по замыслу Растрелли залы дворца приобрели анфиладное расположение (когда один зал переходит в другой, как будто архитектор знал, что в последствии здесь будет музей, что именно такое расположение залов будет удобно для размещения экспозиций). Самое большое внимание было уделено отделке фасадов и интерьеров, отличающийся большим количеством деталей стиль барокко дополнили многочисленные скульптуры античных персонажей, лепнина, позолота (более 100 кг золота было использовано для покрытия внутри и снаружи).
В 1770-е годы, во времена правления Екатерины II, под руководством шотландского архитектора Чарльза Камерона были созданы новые интерьеры (Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряные и Синий кабинеты), их отличало изящество отделки в античном стиле. К сожалению, эти интерьеры были утрачены в годы Великой Отечественной войны и по сей день не восстановлены.
Из отреставрированных работ Камерона можно сейчас можно увидеть Зеленую столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиные, Опочивальню и комнаты Павла I и его жены. Одним из самых известных творений архитектора является восстановленный Лионский зал. Также Камероном была оформлена новая Парадная лестница (при Елизавете Петровне она находилась в южной части дворца, в отдалении от главных ворот). Лестницу перенесли в центральную часть дворца и оформили красным деревом.
К последним «переделкам» Екатерининского дворца можно отнести создание Парадного кабинета со смежными комнатами (1817 год, архитектор Василий Стасов, это был заказ Александра I после окончания войны 1812 года, интерьеры кабинета посвящены русской военной доблести) и перестройку Парадной лестницы (1863 год, архитектор Ипполит Монигетти, лестницу оформили в стиле рококо с использованием мрамора, три яруса окон освещают ее с запада и востока, стены украшены лепниной, декоративными вазами и фарфором).
Екатерининский дворец в Царском селе
Внушительных размеров дворец «расходится» от расположенных в центре 2-этажных «Каменных палат» (они были построены первыми) анфиладами залов, при этом система портиков на фасаде дворца перекликается с основными архитектурными объектами окружающего дворец парка.
Экскурсии по залам дворца проводятся под двум маршрутам (посмотреть все помещения за один раз очень сложно.
К самым известным залам Екатерининского дворца можно отнести: Большой зал (именно его мы видели в фильмах о Екатерине II, самое большое помещение дворца для проведения торжеств и приемов, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, украшен скульптурной резьбой, полностью покрывающей стены),
Парадную лестницу (архитектор Ипполит Монигетти, лестница, украшенная мрамором и фарвором и залитая светом, занимает весь объем помещения от 1 до 3 этажей), Картинный зал (здесь находится основная коллекция живописи музея, приобретенная Елизаветой Петровной в 1745-1746 годах, большинство картин были эвакуированы во время войны), Янтарную комнату (воссозданный по оригинальным чертежам утраченный интерьер времен Петра I).
Лионский зал Екатерининского дворца в Царском селе
Отдельно хочется рассказать о Лионском зале (архитектор Чарльз Камерон) не потому, что он самый красивый, а потому, что это последний из восстановленных залов Екатерининского дворца (открыт для посещения в мае 2021 года).
«Комната лионских обоев» была создана в 1783 году во времена правления Екатерины II в классическом стиле. В отделке были использованы пластины из лазурита (основной цвет этого полудрагоценного камня содержит оттенки синего цвета, но есть золотистые и белые вкрапления). Техника подобной отделки интерьеров носит название «русской мозаики». Камнем декорированы панели в нижней части стен, фризы в верхней части стен, двери и оконные наличники. Также в интерьере есть два стола с лазурной облицовкой. Полностью восстановлен уникальный паркет, в рисунке которого используются сразу несколько видов древесины и перламутр.
Но главный акцент интерьера, который и отражен в его названии — это шелковые обои лионской мануфакруты Пернона, их витиеватый рисунок украшают переплетающиеся в гирлянды ветки деревьев и птицы (фазаны, лебеди, павлины) на золотистом фоне.
Интерьер Камерона неоднократно меняли. В начале 19 века обои заменили на другие, потом стены обивали желтой атласной тканью, в 1848 году по распоряжению Марии Александровны (жены будущего императора Александра II) стены и мебель обтягивают малиновым шелком, а 1866 году шелк снова становится желтым (шелк, к слову, снова заказывали в Леоне).
Последние значительные изменения были проведены под руководством архитектора Ипполита Монигетти, но лазуритовая отделка и паркет были сохранены. Именно этот вариант был взят за основу при восстановлении.
Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге: как добраться
Адрес Екатерининского дворца: г. Пушкин, ул. Садовая, 7.
Ближайшая остановка общественного транспорта называется «Государственный заподведник «Царское село»).
Доехать из Санкт-Петербурга можно:
- на электричке с Витебского вокзала, далее от ж/д вокзала города Пушкин на автобусе или маршрутном такси 371, 382
- на маршрутном такси 342 или автобусе 187 от метро «Московская»
- на маршрутном такси 342, 286, 287 от метро «Купчино»
Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге: режим работы и стоимость билетов
Екатерининский дворец работает ежедневно с 10.00 до 18.00 (выходные дни — каждый вторник, с ноября по апрель — каждый вторник и последний понедельник каждого месяца).
Стоимость билетов (дворец + парк):
1200 рублей (взрослый)
610 рублей (студенты)
400 рублей (пенсионеры)
дети до 16 лет посещают музей бесплатно (необходимо оформление бесплатного билета)
200 рублей (аудиогид, необходимо внесение депозита в размере 1000 рублей либо оставление документа в залог)
Посещение Екатерининского парка (отдельно, без дворца):
150 рублей (взрослый)
80 рублей (студенты)
50 рублей (пенсионеры)
дети до 16 лет посещают музей бесплатно (необходимо оформление бесплатного билета)