Религиозные воззрения коренных жителей Горного Алтая связаны, в первую очередь, с поклонением духам. В верхнем, небесном мире, обитали добрые духи-покровители, в нижнем, загробном мире, главенствовали злые духи, в среднем, земном мире по-соседству с людьми жили божества (богатыри, великаны и пр.), а также духи-хозяева природных и бытовых явлений.
Очевидно, что общаться с духами мог не каждый, это было задачей "кама" (процесс общения с духами - "камлание"). Для нас привычнее называть этих людей шаманами. Считалось, что эти люди являлись "проводниками" между тремя мирами, обладали даром исцеления, понимали язык зверей и птиц, к ним шли за мудрым советом. Интересно, что дар мог не передаваться по наследству, духи сами выбирали кама среди мужчин и даже женщин (по одной из версий, женщина, мумия которой была обнаружена на плато Укок, "алтайская принцесса", были именно жрицей, кама, эти выводы сделаны на основе анализа татуировок на ее левой руке). С малолетства люди присматривались к своим детям, наблюдали за их реакцию на звуки бубна в надежде, что в семье родился новый кама.
Признаки существования шаманизма в Горном Алтае по сведениям археологов обнаруживаются уже со времен неолита и бронзового века. Нередко можно встретить наскальные рисунки с изображением процесса камлания. При этом одной из особенностей является то, что нет каких-либо каноничных традиций ведения обрядов и вообще образа жизни кама, все знания передавались только устно, от одного кама другому.
Главным атрибутом шамана является, конечно, бубен. При этом изготовлением бубна занимался не сам кама, это было задачей специальных мастеров, шаманский бубен имеет ряд специальных стандартов и это отличает его от обычного музыкального инструмента. Помимо бубна нередко использовался комус (струнный инструмент). Для проведения обрядов чаще всего использовался огонь, пахучие травы и пр., не обходилось и без жертвоприношений (эти традиции вытеснялись с приходом бурханизма, "белой веры").
Шаманы Горного Алтая
Главный вопрос, который задается сегодня: "Существуют ли шаманы-кама в Горном Алтае в наши дни?".
С приходом советской власти, в 20-е годы XX века, началось угнетение всех религиозных представлений на территории нашей страны, служители культа подвергались репрессиям, не избежало этого и шаманское сообщество Горного Алтая. Возрождение же традиции сегодня существенно осложняется тем, что письменных сведений о знаниях и обрядах просто не существует.
Несмотря на то, что процедуру камлания нередко предлагают увидеть в рамках национальных праздников и фестивалей, это скорее развлекательные мероприятия, чем истинно религиозные.
К современным шаманам-кама относит себя, к примеру, Акай Кине (житель Горно-Алтайска, Сергей Кыныев), Герман Маткечеков (житель села Ороктой). И если первый представляется скорее одиозной личностью, то о деятельности второго часто встречаются положительные отзывы как о человеке, с которым интересно общаться и который делится своими знаниями о природе, жизни и гармонии.