Сегодня насчитывается около 90 тысяч алтайцев. Несмотря на столь скромную численность о традициях и обычаях алтайцев нам известно очень много (гораздо больше, чем о тувинцах, к примеру). На то есть две причины. Во-первых, алтайцы, потомки джунгар, вошли в состав Российской империи добровольно, без кровопролития и разрушений. Во-вторых, алтайские племена не покидали мест своего обитания, самые значительные миграции происходили с территорией современного Казахстана, там на данный момент проживает около 500 коренных алтайцев и это самая большая группа, проживающая вне территории Республики Алтай.
Традиции и обычаи алтайцев
Основные традиции алтайцев обусловлены религиозными представлениями. Они считают, что миром управляет седовласый старик (Дух Хозяин), который живет у самой кромки небес, на вершине священной горы. Вместе с ним порядок на земле поддерживают дух воды (Суг-Ээзи), дух горы (Таг-Ээзи), дух охоты (Алтай-Ээзи), хранитель царства мертвых (Эрлик) и их предводитель, способный вызывать грозы (Ульгень).
У каждого проявления природы есть свой дух, который нужно почитать и благодарить. Например, духа огня нужно "подкармливать" каждый раз, когда разжигается очаг, огонь принято угостить кусочком сала или хлеба. Никогда алтайцы не станут "осквернять" огонь: прыгать через костер, плевать в него или сжигать мусор.
Разноцветные ленточки
Многие видели на Алтае деревья, увешанные разноцветными лентами, часто туристы добавляют к ним свои, совершенно не зная, что это один из самых древних и почитаемых алтайцами обрядов, с массой требований и ограничений.
Во-первых, это традиция почитания Хозяина Алтая, а он, как мы помним, живет на вершине священной горы. Поэтому такие деревья должны быть расположены на вершине горы или перевала.
Во-вторых, не каждое дерево годится. Для повязывания лент можно использовать березу, кедр или лиственницу и ни в коем случае сосну или ель.
В-третьих, значение имеет и размер (около 100 см), и даже цвет ленты, самый распространенный - белый, цвет жизни. Лента обязательно должна быть чистой.
В-четвертых, повязывая ленту, следует обратиться к духу с благодарностью и пожелания мира и добра к себе и всем своим близким. И повязывать ее нужно непременно с восточной стороны.
В-пятых, человек, который совершает обряд, должен быть чист в своих помыслах, чист в своем теле и в течение года в его семье не должно быть смертей.
Традиции священных мест
Жилища алтайцев всегда находились вблизи водоемов и источникам воды приписывались особые, целебные свойства. Каждый род выбирал для себя священную, почитаемую гору, источник силы. Название этой горы нельзя было произносить (чтобы не злить духа). Женщинам подниматься на нее запрещалось, а приблизиться можно было только в головном уборе.
Шаманы
Шаман, проводник между миром людей и миром духов, присутствовал в каждом поселении алтайцев. Он проводил культовые обряды, занимался целительством, к нему люди обращались за советом. Считалось, что способности шамана предавались по наследству. Так из поколения в поколение передавались и атрибуты культа, самым ценным из которых является бубен.
Музыкальные традиции алтайцев
Особенностью алтайской культуры является то, что весь опыт поколений - легенды, сказания, по сути весь эпос, передается не в виде рассказа, а в виде песни. Алтайцы не рассказывают историю, они ее поют. И делают это специальные люди - "кайчи". Они используют технику горлового пения, нередко сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах (струнные - топшур и яткан, самый распространенный - "комус" или "варган", у разных племен его называют по-разному). Мастера-кайчи всегда пользовались большим уважением.
Кухня алтайцев
Кухня алтайцев зависела от образа жизни. Племена, проживающие в таежной местности и занимающиеся охотой, рыбалкой, собирательством в своем рационе имели мясо диких животных, рыбу, ягоды и коренья, они даже умели делать пасеки для производства меда. Те же племена, которые жили в степных районах, вели кочевой образ жизни, питаясь в основном мясом, кисломолочными продуктам, произрастающими в степи растениями (к примеру, они научились собирать дикий ячмень).
Больше всего поражает разнообразие кисломолочных продуктов алтайцев, причем изготавливались они из кобыльего молока. Это и творог (аарчи), и сметана (каймак), и сыр (курут). Из молока делали даже крепкий (около 30 градусов) самогон (араки).
Особым мясным деликатесом, который готовился в праздники, является кан (кровяная колбаса).
Недостаток витаминов алтайцы восполняли травяными чаями.
В более поздний период, когда алтайцы начали успешно торговать скотом и пушниной, в их рацион вошли мучные блюда (лепешки, выпекаемые в золе и даже десерт, боорсок, небольшие шарики теста, обжаренные в жиру и подаваемые к столу с медом).
Свадебные традиции алтайцев и отношения в семье
Свадебное торжество занимает два дня, первый день гости проводят в доме жениха (той), второй - в доме невесты (белкенчек). Священным свадебным деревом считается береза, ее ветками украшается весь аил (поселение).
Невесту принято было воровать (эта традиция постепенно была утрачена) или выкупить, заплатив за нее традиционный для восточных народов "калым". У алтайцев строго запрещены внутри родовые браки.
У некоторых племен была традиция обмена скотом между будущими родственниками, причем до свадьбы каждый родственник невесты мог выбрать себе лошадь в стаде семьи жениха, а поле свадьбы наоборот. Таким образом женихи редко отменяли свое решение жениться.
Сам свадебный обряд состоит из того, что молодожены "кормят" огонь в своем совместном жилище - бросают в него кусочек жира, немного зеленого чая и вспрыскивают это аракой.
Женщинам, которые помогают невесте одеваться в день свадьбы, достается вся ее одежда. Молодая семья переходит в род мужа, всю свою прежнюю жизнь жена оставляет навсегда.
Отношение к женщине в семье алтайцев почтительное, она традиционно занимается хозяйством, растит детей и хранит очаг. Мужчина - глава семьи, защитник, он также обязан научить сыновей всем мужским занятиям - охоте, владению оружием и пр. Примечательно, что младший сын всегда остается жить с родителями, приводя со временем в дом молодую жену, в его обязанности входит забота об их старости.
В случае, ели мужчина погибал, обязанность жениться на вдове переходила его родственникам, так алтайские женщины не оставались без кормильца.
Интересно также, что у алтайцев не была запрещена полигамия, мужчина мог иметь несколько жен, но такие случаи встречались редко.
Национальные костюмы алтайцев
Традиционные мужской и женский наряды алтайцев были очень похожи. Они состояли из расширенных книзу брюк (из ткани или из кожи), длинной рубашки без воротника с широкими рукавами. Роль верхней одежды выполнял цветной халат свободного кроя или длинная овечья шуба (мехом внутрь). На одежде алтайцев не было пуговиц, и халат и шуба имели широкий пояс. Наряд женщины дополняла декоративная туника, расшитая национальной росписью и украшенная традиционным орнаментом (чегедек).
Головные уборы южных алтайцев из ткани (летом) и меха (зимой) имели круглую форму или форму цилиндра.
Для северных алтайцев были характерны круглые меховые шапки у мужчин и платок или мягкая шапочка с широкими полями у женщин.
Украшать головные уборы было принято разноцветными кусочками меха, ленточками, пушистыми хвостиками животных.
На ногах у алтайцев всегда были мягкие сапоги из кожи.
Северные алтайцы умели ткать (в качестве сырья использовались крапива, конопля), материал для одежды они производили сами. Южные алтайцы, кочевники, ткань покупали.
Со временем наряды алтайцев меняются, сказывается влияние русской культуры. Сейчас на каком-нибудь национальном празднике вполне можно встретить алтайскую женщину в платье, украшенном традиционным орнаментом и мехом.