Горы всегда привлекали человека, немало легенд, рассказов, воспоминаний, стихов и песен посвящено заснеженным вершинам и перевалам. И если первые воспеваются как символ покорения, преодоления чего-то неприступного, то вторые связаны с поиском верного пути, в практическом смысле — самого удобного способа перейти с одного склона горы на другой, не обходя ее. В некотором смысле перевалы — это трудности, уготованные нам судьбой, а их прохождение — сама жизнь, движение вперед, несмотря на невзгоды.

Перевал Чике-Таман

Алтайцы с большим трепетом относятся к перевалам, не забывая благодарить духов за возможность по ним пройти. На самой высокой точке перевала выбиралось самое красивое дерево для повязывания на нем ленточек-дьялма или, если деревья в этом месте не растут, складывалась пирамидка из камней, каменный тур. И в наши дни можно заметить путника, погрузившегося в свои мысли на вершине перевала, не стоит беспокоить или торопить его, общение с духами — дело тонкое.

Чуйский тракт, главная транспортная артерия Горного Алтая, имеет на своем пути множество перевалов. Сегодня речь пойдет об одном из них, о том, который невозможно спутать с другим, особенном, таинственном, перевале Чике-Таман. Одна из таких тайн — как созданный руками человека перевал (в смысле дороги, проложенной по нему) может являться памятником природы? А этот статус Чике-Таман имеет с 1996 года!

Перевал Чике-Таман в Горном Алтае

Вплоть до конца 19 века дорога через Чике-Таман представляла собой узкий серпантин с 34 поворотами на подъеме, по которой можно было проехать только на повозке, запряженной лошадьми, или пройти пешком. Если как следует присмотреться, петляющую «тропу», заросшую кустарником и деревьями, можно разглядеть и сегодня, находясь на вершине современного перевала.

Слава самого сложного и опасного участка пути на всем Чуйском тракте подтверждается названием, Чике-Таман, с алтайского «плоская подошва» (считается, что подъем был настолько крутым, что ты в буквальном смысле видел перед глазами только подошвы идущего впереди человека).

Перевал Чике-Таман

Рассказывают, что местами она была настолько узкой, что две повозки не могли разойтись во встречных направлениях. Повозчик оставлял лошадей в безопасном месте, проходил такой участок пешком, клал на землю шапку и возвращался за грузом. Таким образом те, кто двигался навстречу знали, что нужно подождать у шапки, прежде, чем двигаться дальше.

В начале 20 века была предпринята попытка сделать путь более безопасным, после тщательных изысканий было уложено гравийное полотно (по нему, как и прежде, передвигаться можно было только на повозках), к 1925 году по нему пустили автомобили. Примечательно, что проходила новая дорога по местам, где ее уже прокладывали в 10-12 веках.

Анализ аварийности новой дороги дал неутешительные результаты, более 45 несчастных случаев всего за год, после повторного исследования было принято ее перенести чуть ниже, что было выполнено к 1927 году.

Основные работы по строительству и обустройству Чуйского тракта были выполнены дорожниками к 1935 году, но перевал Чике-Таман ввиду сложности и масштаба, был включен в него лишь в 80-е годы.

Перевал Чике-Таман

Современный перевал Чике-Таман находится на 659-м км Чуйского тракта (Онгудайский район Республики Алтай, ближайшие населенные пункты Хабаровка, Купчеггень). Он находится на одном из узких ответвлений Теректинсого хребта, являясь водоразделом для рек Большой и Малый Ильгумен. Протяженность перевала - 11 км (по направлению в Монголию — это 4 км подъема и 7 км спуска, серпантин с очень резким набором высоты и 37 поворотами), самая высокая точка перевала — 1295 м.

При строительстве дороги в 20-м веке было проведено большое количество взрывных работ, строители прокладывали серпантин по склонам, «врезаясь» в них для более комфортного изгиба дорожного полотна. Поэтому высокие гранитные россыпи, возвышающиеся над дорогой - визитная карточка Чика-Тамана. Благодаря им набор высоты при подъеме ощущается гораздо ярче, чем на более затяжных, покрытых хвойным лесом склонах Семинского перевала, например (несмотря на то, что он гораздо выше, более 1700 м).

На вершине перевала оборудована стоянка, здесь можно прогуляться до сразу нескольких смотровых площадок (одна из них — платная, вход около 50 рублей), посетить сувенирный рынок и просто перевести дух.

Перевал Чике-Таман

Оставив машину, можно пройтись по окрестностям, неприступный перевал окружают склоны, поросшие смешанным и хвойным лесом, в период цветения маральника здесь можно сделать самые впечатляющие кадры — целые склоны, покрытые розовым покрывалом — это Чика-Таман.

Посещение перевала Чике-Таман возможно в рамках 1-дневной экскурсии (проводятся с любой турбазы по берегу Катуни и у озера Ая). Экскурсия представляет собой поездку по Чуйскому тракту с остановками на смотровых площадках (перевалы Семинский и Чике-Таман, слияние рек Чуя и Катунь) и прогулку к Гейзерному озеру или Алтайскому марсу. Ее продолжительность обычно 15-16 часов, очень насыщенное, но весьма утомительное путешествие. Для тех, кто привык к более размеренному проведению отдыха, возможна 2-3 дневная поездка с ночевкой в окрестностях села Чибит, в нее можно включить также посещение Каракольской долины (сакральные места алтайцев) и долины реки Чулышман.